Города гомеровской эпохи, как не удивительно, являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими, они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить архитектурный облик городов очень трудно. До наших дне не дошли постройки того времени, архитектурные раскопки дали лишь небольшое представление о них.
Как раз найденные во время раскопок модели храмов, помогают получить представления о греческих полисах. Ключевым источником, с помощью которого мы можем выстроить в воображении города вновь, это эпосы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них встречаются описания священных рощ и пещер с примитивными алтарями, описание жилой усадьбы, размещенной вокруг двора — аула, помещений для мужчин и женщин, а также описания помещений для рабов и сада, обнесенного оградой.
Главным помещением жилого дома, который примыкал ко двору, был мегарон, прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и помещением перед входом — портиком, образуемым выступающими концами продольных стен — антами и столбами между ними.
Мегарон в дальнейшем станет прообразом греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительное оборудование гомеровской эпохе уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором. Вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой – выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В IX – VIII вв. до н. э. начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку - нижняя часть, цоколь здания, представляющий гладкие поверхности, без всякой разделки, что способствовало переходу к прямоугольным планам. Позже архитектура планов усовершенствуется, вокруг храма появится портик, защищающий сырцовые стены (камень (из жирной глины с добавкой органического волокнистого материала) высушенные на солнце) от дождя, где можно было укрыться в жаркую погоду.
Глиняная модель храма VIII века до н. э. из Герайона близ Аргоса, найденная при раскопках, рассказывала о развитии двускатной кровли и появлении потолка и фронтона — верхней части фасада в виде треугольника, ограниченной двумя скатами крыши, столбы образуют самостоятельный портик.