Был следователь тонкий меломан,
По-своему он к душам подбирался:
Он кости лишь по крайности ломал,
Обычно же допрашивал под Брамса.
Е. Евтушенко. Допрос под Брамса
Когда я впервые услышал о допросах под музыку, то терялся в догадках, кого и зачем? Если речь идет о допросе очевидца с целью помочь ему вспомнить забытые детали, это одно, а если музыка используется для расслабления или «ведения в транс» матерого обвиняемого, то стоит лишь улыбнуться, вспомнив древние мифы о сиренах: девах чудной красоты, которые очаровательным голосом завлекали мореплавателей, усыпляли их и губили. Или детский мультфильм-детектив «Следствие ведут колобки», в котором злодей дрессировщик со злым умыслом играя на флейте, заставлял похищаемого слона терять волю.
Однако насмешливо недоверчивое отношение сменилось любопытством, когда я узнал о необычных приемах допроса иркутского следователя Н.Н. Китаева…
Музыкальный фон следователя Китаева
О Николае Николаевиче Китаеве я узнал из криминалистических и журналистских публикаций заголовки и тезисы которых, поначалу вызывали недоверие и даже улыбку: « Сибиряк Китаев – следователь от Бога», «Китаев допрашивает под музыку», «Китаев использует запахи», «Китаев допрашивает трупы»! Однако, после ознакомления с его статьями стало ясно, что это настоящий энтузиаст следственной профессии, неутомимый новатор, практик, способный не только экспериментировать, но доказательно изложить результаты своих исследований и публиковать их.
Почетный работник прокуратуры Н.Н. Китаев работал следователем в 70-х - 90-х годах в Восточной Сибири и расследовал ряд резонансных серийных убийств. В настоящее время, защитив кандидатскую диссертацию занимается преподавательской работой в Иркутске.
Он считается признанным отечественным специалистом использования музыкального фона при допросе. Но мы неспроста использовали в качестве эпиграфа строки стихотворения Е. Евтушенко. Только не подумайте, что это параллель между допросом кубинских революционеров по сюжету произведения и отечественных обвиняемых. Нас интересует, откуда же «здесь ноги растут» ведь еще в 60-х годах поэт подметил:
Но следователь ждал: он знал, что музыка,
Пуская в ход всё волшебство своё,
Находит в душах щель, пусть даже узкую,
И властно проникает сквозь неё.
Значит музыкальные допросы проводились и ранее? Каким образом проявляется музыкальное воздействие на человека в столь деликатной сфере, как получение показаний подозреваемого?
Нет у Вас методов против Кости Сапрыкина
Обратимся к опыту Н.Н. Китаева. За совершение ряда разбойных нападений на сторожей и охранников с целью завладения их оружием привлекалась группа обвиняемых. Ее возглавлял майор милиции, который отрицал свое участие в преступлении, не шел на контакт со следователем и был ясно, что, будучи осведомленным в методах раскрытия и расследования, может так и остаться «крепким орешком». После многодневного противостояния и бесплодных разговоров, следователь решил использовать музыкальный фон. Выяснив подноготную арестованного, который воевал в Афганистане и продолжал считать себя частью этого братства, следователь выбрал музыкальный фон для следующего разговора. В ходе очередного допроса, начатого без традиционных формальностей, оглашения прав, истребования подписок и т.п. следователь начал издалека. В это время по радио «совершенно случайно» стали транслировать концерт песен воинов афганцев, который судя по поведению допрашиваемого, отвлек его от канвы разговора и увел в прошлое. Давайте порефлексируем, поставим себя на место этого человека (хотя не дай Бог, конечно). Арестованный, находясь в необычной для себя обстановке изолятора, погружен в особую эмоциональную обстановку, с присущей ей грустью о прошлой жизни, неопределенностью о будущей, страхом перед ответственностью.
Многодневное противостояние следователю также выматывает: необходимо помнить свои предыдущие показания, приводить какие то аргументы, выдумывать версии, не проговориться, не упустить мелочей. Это очень-очень непросто. А звуки музыки и особенно той, с которой что-то связано в прежней жизни, способны, сподвигнуть слушателя на решительные шаги. Отрешенность майора продолжалась несколько минут, после чего он ударил «шапкой о пол» и рассказал, все обстоятельства своего злодейства.
Следователь Китаев применял этот прием много раз и пришел к определенным правилам его использования, которые опубликовал в своих рекомендациях( см.ссылку) .
Наивный репертуар
Сейчас кажется необычным и даже наивным репертуар 70-х, позволивший заставить раскрыться лиц совершивших преступления: так в феврале 1975 года преступник, совершивший разбойное нападение, сознался под трансляцию песни «Рушник» и заявил потом, что она подтолкнула его к тому, чтобы быть лучше, искреннее. Песня «То не ветер ветку клонит» так же в середине 70-х вызвала на откровение Макарова - убийцу несовершеннолетнего. «Березовый сок» после двухмесячного запирательства обвиняемого члена преступной группы, заставил изменить его линию поведения и рассказать о двух десятках совершенных преступлений.
Психическое насилие
Нетрудно предвидеть возражения скептиков о психологическом воздействии и даже психическом насилии, которыми они назовут эти приемы.
Сам Китаев утверждает, что Уголовно-процессуальный кодекс не содержит запретов на этот счет. Конечно, с этических позиций не все безупречно. В Европейском суде по правам человека можно слышать аргументы и о том, что, даже угощая сигаретами допрашиваемого, следователь оказывает недопустимое влияние на объективность его показаний. Но это попахивает теориями «бесконфликтного следствия», оценка которым была дана еще в 70-х. Следственная тактика, противостояние с матерыми «оппонентами» не должна заставлять следователя миндальничать, а требует инициативной наступательной работы в рамках закона разумеется.
А музыка…Она применяется и в религиозных организациях и в лечебных и в рекламных целях. Думаю, что в тактике допроса ей то же быть не воспрещено. А каково ваше мнение? Напишите в комментариях.
Не забывайте наш канал, в следующий раз мы поговорим о «запахах на допросе» (это не то, о чем Вы подумали)…
Уважаемые читатели! Благодарю Вас за проявленный интерес. Спасибо за Вашу реакцию и критику.
Стараюсь откликаться на Ваши оценки и отзывы. Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями и на своих страницах в социальных сетях. Просим Вас при перепечатке данных ссылаться на нашу статью и канал. Ваши комментарии и обсуждения дают пищу для новых расследований и публикаций.
М. Михайлов