Найти в Дзене
Тёмный историк

«Китайцы и латыши?» Национальный состав Красной армии к 1920 году

Любимая тема для кидания красными и белыми известной субстанцией друг в друга.

— у вас интервенты, вы на Антанту работаете!

— а у вас армия сплошь состоит из китайцев, латышей, евреев, венгров, интернационалисты!

А на самом деле... а на самом деле и у белых и у красных хватало «национальных меньшинств» и просто иностранцев в армейских рядах.

И ничего удивительного и даже компроментирующего я здесь не вижу. Так как а) Россия «навернулась» в разгар Первой мировой войны, на её территории было много военнопленных, трудовых мигрантов (те самые китайцы) и солдат национальных частей и б) евреи и латыши — это бывшие граждане Российской империи, вообще-то. Страна была большая и народов хватало.

Поэтому да, у красных были интернациональные части. И у белых они тоже, о ужас, были. Самый прикольный «белый интернационал» был у атамана Семенова: монголы, японцы, сербы, корейцы, буряты и даже... бельгийцы с французами и англичанами (последние — в качестве инструкторов и техников)!

Атаман Семенов (в центре) в форме Бурят-монгольского конного полка в окружении своих подчиненных и японских военных, 1918-1920 гг.
Атаман Семенов (в центре) в форме Бурят-монгольского конного полка в окружении своих подчиненных и японских военных, 1918-1920 гг.

Отряды Анненкова и барона Унгерн-Штернберга тоже не были никогда чисто «русскими». На юге против красных воевали многие калмыки. А вот веселая история из воспоминания белогвардейца Романа Борисовича Гуля (юг России):

«Кто идет?» — «Китайский отряд сотника Хоперского». Подошли: человек тридцать китайцев, вооруженных по-русски. «Куда идете?» — «Ростов, бальшевик стреляй».— «Да не ходите, город оставляем, куда вы?» — говорим мы идущему с ними казаку. Казак путается: «Мы не можем, нам приказ». — «Какой приказ? Армия же уходит. А где сотник?» — «Сотника нет...» (с) Р.Б. Гуль. Ледяной поход (с Корниловым).

Там же указывается, что эти же китайцы раньше вполне могли воевать за красных. Кто кормит, за того и воюют.

У красных тоже хватало «интернационалистов», как вполне идейных, так и тех, кто воевал за паек (в том числе бывшие пленные венгры и австрийцы). Но общую их численность, как правило, доводят до 250 000 человек. Много? Вроде да, вот только РККА уже в 1919 году — больше 2 миллионов человек!

Интересно, что сами красные как-то не стеснялись подчеркивать свой интернационализм, как в период Гражданской, так и потом.
Интересно, что сами красные как-то не стеснялись подчеркивать свой интернационализм, как в период Гражданской, так и потом.

Более того, по августовской переписи 1920 года был выявлен национальный состав Красной армии, которая к тому моменту насчитывала почти три миллиона бойцов и командиров! Есть цифра и в пять миллионов, но её считают завышенной.

И так, что там с национальным составом РККА образца августа 1920 года (Гражданская война еще не закончилась)?

Почти восемьдесят процентов Красной армии составляли великороссы — 2 миллиона 268 тысяч из 2 миллионов 892 тысяч бойцов РККА. На втором месте — украинцы, 167 000 человек. Далее — татары (почти сто тысяч) и белорусы (около 60 тысяч). Впрочем, всего в РККА было больше 130 национальностей!

Ещё из довольно многочисленных: евреи (38 тысяч человек), поляки (22 тысячи), немцы (почти двадцать тысяч), башкиры (тоже почти двадцать тысяч), латыши (да-да, наконец-то они, 16 тысяч человек). А вот китайцев «наскребли» совсем как-то негусто: 2236 человек. Впрочем, в РККА ещё было аж двести человек корейцев!

Латышские стрелки охраняют 5-й Съезд Советов. Июль 1918 года. Надо сказать, что «неместные» действительно могли охотнее подавлять восстания, не будучи органически связанными с той или иной территорией центральной России.
Латышские стрелки охраняют 5-й Съезд Советов. Июль 1918 года. Надо сказать, что «неместные» действительно могли охотнее подавлять восстания, не будучи органически связанными с той или иной территорией центральной России.

Ещё из экзотики: четыре тысячи финнов, пять тысяч литовцев, меньше тысячи сербов, почти шесть тысяч «венгерцев», 32 курда откуда-то, почти две тысячи персов, 777 румын, 700 греков, 700 грузин, аж 6 американцев (вот он, след Дяди Сэма) и 35 англичан (Туманный Альбион передает привет), 13 бельгийцев (и у красных они были оказывается), 37 голландцев (?), три норвежца, два португальца, семь японцев и 155 цыган. (А.Б. Асташов. Социальный состав Красной армии и флота по переписи 1920 года.)

Короче, если всю эту интернациональную братию и собрать в особые части, то тогда и может выйти приличная цифра. Для начального этапа Гражданской войны. Тогда действительно, интернациональные, лояльные к большевикам подразделения были важны (и допускаю, что тех же китайцев в 1918 году могло быть в РККА побольше). Моя личная теория такова: на начальных этапах Гражданской войны «интернационалисты» действительно играли важную роль. Но постепенно они растворились в массе мобилизованных великороссов. И Красная армия 1919 — 1920 годов, периода основных побед, — это уже точно не «армия китайцев, немцев, евреев и латышей». Мое мнение отчасти подтверждается статистикой и воспоминаниями (в том числе белыми).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.