Предыстория:
Однополярная модель не справляется с глобальным управлением. Исчерпывают себя и его финансовые структуры, которые фактически обслуживают только интересы развитых стран. Это не устраивает развивающиеся страны, которые выдвигают новые подходы к реформированию системы экономического регулирования. БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика межгосударственный блок, созданный странами с переходной экономикой, является принципиально новой формой международного сотрудничества, основанной на равном доступе стран к источникам финансирования и рынкам сбыта, сочетании государственного планирования и рыночной экономики, поливалютной финансовой системе, при соблюдении их суверенитета и культурно-цивилизационной идентичности.
Страны, входящие в БРИКС занимают 26% территории земли, а общая численность населения составляет 43%. Объединенный валовый внутренний продукт (ВВП) равен 18,5% (с учетом ППС – 26,7%) мирового показателя. На страны-участницы приходится 11% накопленных капиталовложений и почти 20% мировой торговли.
Что послужило предпосылкой для объединения стран, столь разных как по географическому положению, так и по уровню политического и экономического развития?
Одной из предпосылок выступил высокий потенциал для дальнейшего роста, а также наличие общих целей и долгосрочных интересов, направленных на то, чтобы усилить свои позиции и стать полноправными игрокам на международной арене. Их экономики за последние 10 лет выросли в 4,2 раза, в то время как экономики развитых стран выросли лишь на 61%. Кроме этого, они являются во многом взаимодополняющими. В частности, экономика Бразилии сосредоточена на производстве сельскохозяйственной продукции и электроэнергии, России - добыче энергетических и углеводородных ресурсов, Индии – производством IT, а также интеллектуальными ресурсами, Китая - относительно дешевыми трудовыми ресурсами при производстве товаров, ЮАР – природными ресурсами, что дает им возможность для дальнейшей кооперации.
Проблемы развития
Историческая и религиозная специфика, различные уровни экономического развития, географическая отдаленность, проблемы в двухсторонних отношениях, политическое и экономическое противодействие развитых стран, предопределяют особые подходы стран-членов БРИКС к глобальной и региональной проблематике. Очевидно, что эффективное взаимодействие в рамках БРИКС наладить будет непросто. У каждой страны есть свои интересы как внутри, так и вне этого объединения. Если для России одним из приоритетных партнеров является Евросоюз (около 48% объема внешней торговли), то для Китая - развитие отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, для Индии – с Южной Азией, Бразилии – с Западным полушарием (странами Латинской Америки и США), ЮАР – странами Африки. Кроме того, существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствует развитию экономик стран БРИКС:
1. Инфляция (в 2020 году уровень инфляции составил в России – 4,9%, Индии 4,6 %, Бразилии – 4,6%, ЮАР – 3,2%, Китае – 2,5%).
2. Безработица. Согласно данных Всемирного Банка самый высокий уровень безработицы наблюдается в ЮАР 30,8%, Индии 27,1 %, Бразилии – 14,3%, России – 6,1%, Китае – 5,5%.
3. Демография. На сегодняшний день одна из острых проблем стран объединения. Китай и Индия страдают от перенаселения, в России и, особенно в ЮАР, наоборот, недостаток численности населения.
4. Коррупция. Согласно рейтинга коррумпированности стран за 2020 год ЮАР занимает 69, Китай – 78, Индия – 86, Бразилия – 94, Россия - 129 место.
Эти 4 фактора являются ключевыми для роста экономики любой страны. Важно понимать, что чем мощнее экономики государств, которые входят в союз, тем большее влияние в мире имеет это объединение.
Каковы перспективы развития блока БРИКС?
В последние годы все чаще поднимается вопрос о дальнейшем его расширения. Еще в 2005 году западные экономисты ввели понятие «следующие одиннадцать» - Мексика, Турция, Египет, Иран, Нигерия, Бангладеш, Индонезия, Южная Корея, Пакистан, Филиппины и Вьетнам - группа стран с развивающимися экономиками и большим населением –потенциальные кандидаты на присоединение к БРИКС. Особенно отмечают Мексику и Южную Корею, обладающих достаточным экономическим потенциалом. Однако, дальнейшее расширение группировки стран БРИКС сегодня является нецелесообразным. Непродуманное расширение за счет новых участников может привести к еще большей разобщенности и неэффективной координации объединения. Странам БРИКС еще предстоит завершить процесс становления, и на настоящий момент для них более важно развивать внутренние связи, чем расти вширь.
Возможны четыре модели развития БРИКС. При этом каждая из них не отрицает возможность других.
1. Консервативная, которая предполагает развитие процессов интеграции, исходя из традиционных вариантов расширения различных направлений и проектов сотрудничества, в которых заинтересованы все страны БРИКС. Подобные направления многих сфер жизнедеятельности, в частности, таких как: политической, экономической, социальной и др. Ярким примером может послужить «Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2025 года», которая была принята на саммите в Санкт-Петербурге в 2020 году. В данной стратегии были намечены основные базовые принципы, на которых впоследствии было построено экономическое взаимодействие, а также были выявлены приоритетные направления сотрудничества в торговле, инвестициях, промышленности, энергетике, аграрно-промышленном комплексе и прочих отраслях. Помимо стратегии была предложена «дорожная карта», объединившая совместные перспективные проекты, в реализации которых заинтересованы все страны-участницы БРИКС. На сегодняшний день консервативная модель является ведущим направлением развития и совершенствования политики БРИКС.
2. Второй моделью выступает целенаправленное развитие двухсторонних отношений между отдельными странами, входящими в состав БРИКС. Главной миссией этой модели является использование лучших мировых двухсторонних практик для создания многосторонних механизмов взаимодействия в рамках развития БРИКС. На 2021 год сложилось две практики подобного сотрудничества в лице российско-индийский и российско- китайский отношений. Так, в рамках последней практики Россия и Китай создали китайско-российскую комиссию по инвестиционному сотрудничеству. Посредством подобного сотрудничества достигнута договоренность о создании российско-китайского инвестиционного банка, который должен стать платформой для привлечения китайских инвесторов, размещать ценные бумаги российских компаний на фондовых рынках Китая и ряда других азиатских стран.
3. Третью модель можно охарактеризовать как «союз союзов». Это обусловлено активным взаимодействием отдельных стран-участниц БРИКС в рамках других международных объединений. Практический опыт сегодня показывает, что Китай входит в Восточноазиатский саммит (BAC), Индия – в Южно-азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СAAPK), Россия - в ЕАЭС, Бразилия – в Союз южноамериканских наций (УНАСУР), ЮАР – в Южноафриканское сообщество развития (САДК). Следует учитывать и многосторонние объединения, например Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) куда входят уже три члена БРИКС – Россия, Китай и Индия, союз Индии, Бразилии и ЮАР – ИБСА.
4. Согласно четвертой модели, необходимо создать институты в БРИКС, которые будут оказывать мультипликативное воздействие на развитие этого экономического блока. Еще одним важным проектом, способствующего углублению взаимодействия стран БРИКС является создание зоны свободной торговли и инвестиций в рамках данного объединения. Так, в ходе отмены таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле, возможно устранить торговые барьеры между странами – участницами ЗСТ. Особенно наглядно это проявляется в новых трансрегиональных соглашениях (Транстихоокеанское партнерство (ТРР) 13 стран, трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТIР) – страны ЕЭС и США, всестороннее экономическое и торговое соглашение (СЕТА) – страны ЕЭС и Канада, ЗСТ ЕЭС – Япония.
Вывод:
В либерализационных процессах развития условий торговли и инвестиций в рамках БРИКС активно заинтересован бизнес. Агентство стратегических инициатив (АСИ) выступило с предложением создать в рамках Делового совета БРИКС новую рабочую группу по поддержке инвестиций и устранению административных барьеров. Руководители национальных частей Делового совета ЮАР, Индии, Бразилии и Китая предложили использовать единые подходы к стандартизации и регламентам для предприятий БРИКС, а также объединить усилия в работе по снижению административных барьеров в сфере таможенного и налогового администрирования, организации визового режима и фитосанитарных норм.
Согласно прогнозам Всемирного Банка, ожидается, что к 2025 году размер экономик стран БРИКС будет эквивалентен половине экономик Большой Шестерки, а к 2040 году превысит их. Рассмотрение экономических показателей стран БРИКС позволяет сделать вывод, что, хотя страны БРИКС и обладают значительным потенциалом, для дальнейшего успешного развития им требуется координация усилий и переход от количественного пути развития к качественному.