В конфессиональном плане Московская Русь была православным государством. В то же время, здесь спокойно относились к иной конфессиональной принадлежности своих жителей, что было традицией, перенятой еще от Золотой Орды. Это и стало залогом успешного вовлечения в орбиту московского государства степных народов.
Православное мироощущение в Московском государстве
В то же время, православие считалось доминирующей религией. Поэтому, после взятия Казани в 1552 году Иван IV выдвинул следующий тезис:
"...И новопросвещенный град Казанский по воле его святой данной нам, сохранил во имя святое и утвердил бы в нем благоверие истинной закон христианской и неверных бы обратил к истинному христианскому закону".
Этот тезис шел не только от самого царя, но был постулатом мироощущения любого православного жителя Московского государства.
- "культурным. благоустроенным миром, на который распространяется божье благословение, был лишь мир, украшенный христианской верою и подчинённый церкви. За его пределами пространство утрачивало свои позитивные качества, там начинались леса и пустоши варваров, на которые не распространялись божий мир и человеческие установления..... Однако поскольку Христос умер за всех, в том числе неверных, церковь полагала своей важной миссией обратить нехристей на путь истины, даже если они сами того не желали" - писал о мировоззрениях московских поданных того времени советский историк Гуревич
Задачи православной епархии в Казани
В 1555 году в Казани учреждена православная епархия. На неё был назначен архиепископ Гурий.
Перед епархией лично Иваном Грозным были поставлены следующие задачи:
- "А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, а лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно,а иных раздавати по монастырем". Кроме этих мер, были предусмотрены и меры стимулирующие переход, как угощение изысканными явствами и вином от архиепископского стола, освобождение опальных от наказания, а некоторых переселения в целях предотвращения "измены" крестив, "отослать к государю и великому князю".
Первые крещения татар
Первые крещенными стали татарские военнопленные, захваченые во время штурма Казани и последовавшей затем Казанской войны 1552-1557 годов.
Крещение для них была единственной возможностью избежать казни или ссылки.
Проблемы при крещении
Первым митрополитом Казанским в 1589 году стал Гермоген (будущий московский патриарх).
Гермоген обратил внимание, что в Казани был только один местный святой - Авраамий Болгарский.
Поэтому, он попросил у московского патриарха Иова разрешить установить день поминовения православных воинов, погибших во время штурма Казани. Иов разрешил и:
«по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
Гермоген также обратил внимание, что новокрещенные татары жалеют о своем выборе:
"от своей веры отстали, а в православной вере не утвердились, живут с неверными вместе, от церкве далеко, и не вместе с православными"
"татары не только не крестятся в православную веру, а ругают христианскую веру",
"татарской слободе начали мечети ставить близко посаду"
Активизация крещения татар
Гермоген вначале провел пересчет всех новокрещенных, собрав их под видом проповеди:
"крещены они во имя Отца и Сына и Святого Духа, по их воле и челобитью".
Затем всех крещённых переселили в:
"остроге или за острогом, меж Русских людей, а Татар бы близко не было"
А самое главное были уничтожены мечети:
"мечети татарские все велели посметати и впредь татарам мечети однолично ставити не велели, конечно б есте мечете татарские извели"
Но из-за начавшейся вскоре Смуты христианизация татар была приостановлена. Татары смогли получить передышку и закрепить свое право быть мусульманами.
Оглавление цикла статей "История татар и сопредельных народов" на канале "История и культура Евразии"
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.