В предыдущих статьях на данную тему мы выяснили, что идеи Заратуштры оказали значительное влияние на формирование мировоззрения славян. Однако почему-то мы не встречаем упоминаний о личности самого Заратуштры в нашей истории. Кажется, что Его имя безвозвратно стёрто из народной памяти, но это не совсем так. Нам следует начать с самого имени.
Существуют различные предположения относительно того, что это имя означает. Наиболее распространённая версия совершенно нелепая и неверная. По этой версии имя Заратуштра переводят как «староверблюдный» (от таджикского шутур - верблюд, а «зарат» переводят как то ли «жёлтый», то ли «старый», то ли «погоняющий»). Но, даже если не обращать внимание на то, что этот перевод совершенно невнятный и сомнительный, сам полученный смысл имени совершенно нелогичен. Да, возможно в древности существовали имена-обереги, намеренно незвучные и уничижающие, чтобы спрятать носителя такого имени от злых сил. Но разве возможно, чтобы такое имя дали потомственному мантрану и заотару (жрецу и заклинателю), призванному защищать людей от этих самых сил и как-то с этими силами договариваться? Да и при чём тут вообще верблюды, если парень из касты жрецов? Может и войнам в таком случае давали имена типа «пяткосверкающий»?))
Иногда его имя переводят как «золотая звезда». Видимо греки не просто так называли Его Зороастром (астра - греч. звезда). "Зара" можно перевести как "золотая", а Тиштрия у зороастрийцев ассоциируется со звездой Сириус. Звезда же Сириус связана с приносящими урожай дождями. То есть смысл имени Заратуштры: "золотая звезда, приносящая благо".
Имя Заратуштры созвучно и явно связано с именем Язата Тиштрии ("Язат" - означает почитаемый, помощник Ахура Мазды), звездой которого считается Сириус. В Авесте Тиштрии посвящены гимны и он ассоциирован с самим Заратуштрой. Тиштрия не только дождь-бог, Тиштрия очиститель земли и вовлечён в космическую борьбу с силами зла, является основным действующим лицом в циклическом мифе и сражается с демоном засухи Апаошей. В ходе битвы даже наступает такой момент, что демон едва не берёт верх над Тиштрией. Но в конце концов добро побеждает. От Тиштрии зависит благополучие и сама жизнь людей. В Тиштр-яште Тиштрия называется «благим, блестящим, светлым, дающим спокойствие, богатство и хорошее житьё, целебным, хранящим семя вод, одолевающим ведьм и могучим».
«Звезде блестящей Тиштрии
Помолимся счастливой,
Что создана Ахурой
Главой и надзирателем
Быть для всех прочих звёзд,
Как людям — Заратуштра,
Которой Анхра-Манью
Не может навредить,
Которую не могут
Ни колдуны, ни ведьмы,
Ни чародеи смертные
И ни все дэвы вместе
Погибели предать.»
(Тиштр-яшт XIII:44. Перевод И.М. Стеблин-Каменского).
Само значение имени Заратуштры наводит на мысль, что Заратуштра может быть как-то связан с Даждьбогом, богом дающим плодородие и благосостояние. Но только именем сходство не ограничивается. В представлении славян образ Заратуштры сливается с образом дающего бога (в нашем случае Даждьбога, которому соответствует образ Тиштрии в зороастризме) и в последствии мифологизируется.
- Заратуштра считается сыном Ахура Мазды, однако его земной отец - Порушаспа. Даждьбог сын Перуна (созвучно Порушаспе), но в его рождении принимал участие и Творец (Сварог).
- Заратуштра был женат трижды. У Даждьбога тоже было три жены.
- Заратуштра родился на месте слияния великой реки Дареджа (Дон?) с морем. Даждьбог тоже родился на берегу большой реки, где Перун встретил Рось. Есть версия, что это был Дон.
- В описании жизни Заратуштры часто упоминаются горы (я считаю, что речь идёт о Кавказе). В сказаниях о Даждьбоге тоже есть горы, причём Кавказ.
- Заратуштра победил многих колдунов и демонов. Он заявил о неизбежной победе добра над злом. Образно говоря, Он, как и Даждьбог, победил Кощея на огромной территории и на длительное время.
- Заратуштра дал людям новый справедливый закон, написал древнейшие части Авесты (Вед). Даждьбога также называют «светом, просветляющим разум» и «Хранителем Великой Мудрости Богов и Предков».
- Даждьбог считается прародителем славян. Однако в каком смысле следует понимать «рождение славян»? Естественно, что не в физическом. В какой момент часть ариев стали славянами? Это произошло тогда, когда был сформирован и осмыслен «Русский Дух». То есть прародитель славян - это Духовный Отец, сформировавший их самосознание, мировоззрение и ценности. Заратуштра повлиял колоссально на всех ариев и в самом деле Его можно считать прародителем славян в духовном смысле.
Славяне верили в Единого Бога. Но предки, которые совершили в своё время переворот в жизни людей так же почитались и память о них сохранялась. Например человек, ставший прообразом Велеса научил людей скотоводству. Перун научил защищаться от врагов и жить в согласии с правдой (Правью). Макошь научила людей прясть и ткать. Сварог обрабатывать металлы. Кто-то изобрёл колесо и гончарный круг, кто-то научился земледелию, кто-то приручил лошадь. Всё это произошло ещё до того, как славяне выделились в отдельную общность. Все они - не пантеон богов, подобный греческому где-то там на Олимпе, а достойные почитания предки. Иначе как мы можем всерьёз называть себя их прямыми потомками? Мы и сейчас почитаем славных предков, которым многим обязаны. Конечно со временем были придуманы мифы. То же самое случилось и с Даждьбогом. Скорее всего Даждьбог - это собирательный образ, но у этого образа есть реальная основа.
У нас видимо есть даже изображение Заратуштры-Даждьбога. Кому посвящены первые христианские храмы на Руси, так называемые храмы домонгольского периода? Речь идёт о Дмитриевском соборе во Владимире, церкви Покрова на Нерли и церкви Рождества Богородицы в Боголюбово. Эти три храма украшены резьбой по камню с изображением кентавров, грифонов, сиринов и других замечательных созданий, мало приспособленных к христианству. Есть в этих храмах и другие особенности, которые заставляют всерьёз сомневаться в том, что они были построены именно в такой конфигурации, в которой находятся сейчас и христианами в нашем понимании этого слова. Кроме того эти храмы объединяет то, что в каждом из них есть изображение, как нам говорят, царя Давида. Причём в церкви Покрова на Нерли и Дмитриевском соборе на фасаде здания на самом заглавном месте с разных сторон здания, а в церкви Рождества Богородицы внутри здания находится выломанный барельеф такого же «Давида», который также раньше мог находиться над главным входом. Но причём тут Давид? Ни Иисус, ни Богородица, ни даже Димитрий Солунский, а Давид?
Нам говорят, что это для укрепления княжеской власти, но почему тогда на Дмитриевском соборе есть изображение сюжета «вознесение Александра Македонского», где Македонский изображён с лицом того же Давида? Опять прославление праведного князя? Александр - образец праведного царя на православном храме? Что, серьёзно? Македонский? Тот самый язычник Македонский, сын языческого бога, убивающий своих друзей на пирушке в пьяном угаре? Но даже если так, то сюжет «полёт Македонского» очень сложно назвать прославлением, ведь суть этого сюжета скорее унижающая Македонского. Когда Александр достиг небес с помощью волшебных птиц, он увидел птицу с человеческим лицом, которая жёстко указала ему на его истинное место, сказав, что нечего лезть в небесное, если даже с земным не разобрался и заставила вернуться на землю. Так может быть изображён всё-таки не Македонский и вообще не этот сюжет, тем более, что подобное изображение найдено на древних нательных крестиках и иконках с оборотной стороны?
Выдающийся исследователь славянской культуры, археолог и историк Б.А.Рыбаков предполагал, что образы каменных барельефов этих храмов связаны с дохристианскими верованиями Руси. И я пожалуй соглашусь с ним. Это не Давид, это Даждьбог. Но я скажу больше, это Заратуштра в образе Даждьбога. И даже накорябанная гвоздиком рядом с прекрасным барельефом надпись «Святой Давид», или в другом месте сначала «Даждьбог», исправленное потом на «Давид» ничего не меняет. На сарае сами знаете, что накорябано. А там дрова))).
Что роднит это изображение с Заратуштрой? Заратуштра был мантраном, то есть сочинителем духовных гимнов. Поэтому естественно, что у Даждьбога-Заратуштры в руках обязательно находится музыкальный инструмент. Да и вообще при всём уважении, но для Давида это как-то слишком много изображений. При этом на храмах этого типа изображения самого Иисуса и Богородицы либо вообще отсутствуют, либо им отведена второстепенная роль. (Например в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, того же периода, Иисуса изображено сразу два (возможно изначально их было даже три) по краям арки над входом). Давид не может быть выше Иисуса. Но вот для Заратуштры, как первого из Спасителей, продолжателем дела которого является сам Иисус такое почётное место на всех этих храмах в самый раз. Ведь именно Заратуштра первым рассказал людям, что на земле родятся три Спасителя, каждый в своё время, которые продолжат и завершат Его Миссию.
На этих храмах есть много признаков того, что сюжеты изображений по смыслу находятся в культурном контексте, близком зороастризму. Это грифон терзающий лань и лев терзающий оленя (символы весеннего равноденствия и праздника навруз), и три сына Заратуштры - три Спасителя, которые каждый в своё время должны прийти на землю (один из них Иисус), и диковинные птицы, и другое.
Можно даже предположить, что когда-то в центре этих храмов стояла большая чаша с огнём, а алтарной части ещё не было (кстати это может объяснить отсутствие отопления в этих храмах - в дополнительном отоплении сначала просто не было необходимости). В связи с этой версией вызывает интерес так называемый "омфалий", найденный в 2011 году внутри церкви Бориса и Глеба в Кидекше, построенной тоже в домонгольский период. "Омфалием" назвали круглый камень, расположенный на уровне первоначального пола в центре храма. Камень имеет диаметр около одного метра и высоту 25–30 см и вполне изначально мог служить в качестве подставки для чаши с огнём. Заметьте, подобные "омфалии" получили распространение на территории восточной Европы и Византии, то есть в пределах возможных границ распространения зороастризма.
Я не отрицаю, что храмы изначально могли быть христианскими. Только христианство было совсем иным и не вступало в жёсткие противоречия с мировоззрением людей. Иначе такое христианство просто бы не приняли.
В заключение приведу цитату из сочинения Адама Олеария, побывавшего в России в 1654 году. В данном отрывке как раз приводятся сведения о том, как почитали Перуна. Я не вижу отличий в починании Перуна и Ахура Мазды:
«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью.»
Мы до сих пор почитаем предков неугасимым огнём. Но собственно эта тема неисчерпаема. Поэтому со временем будут появляться новые и новые доказательства. Отдельно хочется заметить, что наш славянский зороастризм имел свои отличия от персидского, ибо ближневосточный зороастризм успел впитать в себя влияние и обычаи тех народов, через территорию обитания которых он распространялся.
(Если статья показалась Вам интересной, не забывайте ставить лайк. Это поможет развитию канала. Если хотите высказать своё мнение - пишите комментарий. И подписывайтесь на канал, чтобы видеть другие статьи).
Читать далее:
Какая вера была до христианства на Руси? (начало)
Корректно ли христианство называть авраамической религией?