Разрешите представиться, Царь
На заключение мира с Пирром Деметрия подвигло желание вернуть отцовские владения в Малой Азии. Для исполнения этого грандиозного замысла он решил временно забыть эпирскую проблему. Опираясь на ресурсы практически всей Греции, Деметрий стал готовить гигантскую армию вторжения, численность которой по оценкам современников, могла достигать 100 тыс. человек. Не дожидаясь сосредоточения этих сил, диадохи решили нанести превентивный удар. Лисимах из Фракии со своей армией направился к владениям Деметрия, а в море вышел египетский флот Птолемея. В этих условиях Деметрий решил зачистить Фракию и собрал в Амфиополе часть своих сил для похода на Лисимаха. Но диадохам-союзникам удалось уговорить Пирра выступить на их стороне, пообещав ему Македонию. Соблазн оказался слишком велик и 287 г. до н.э Пирр вторгся в Македонию, осадил и взял город Берою, в окрестностях которой разбил свой лагерь и где к нему стали переходить македонцы целыми отрядами. Проклиная вероломность Пирра, Деметрий, оставив часть сил в Амфиополе против Лисимаха, с основной армией двинулся против Пирра. Но едва он достиг Берои, к нему в лагерь заявились "македонцы Пирра", которые стали расхваливать землякам эпирского царя, сочетавшего в себе, по их словам, доблесть Александра с великодушием и щедростью настоящего царя. Македонцы, которых достало правление деспотичного Деметрия, стали массово переходить на сторону Пирра и по его примеру водрузили на головы дубовые венки. Деметрий остался без армии и бежал в Фессалию, одевшись в женское платье македонским пастухом.
Так как вторая армия Деметрия в Амфиополе капитулировала перед Лисимахом, у Деметрия осталось только 10 тыс. человек, которых набрал его сын Антигон Гонад. Но этих сил хватило, чтобы взять в осаду восставшие Афины. Оказавшись в бедственном положении, Афины обратились к Пирру за помощью. Пирр двинулся к Афинам, но тут Лисимах потребовал своей доли македонского пирога. Пришлось уступить ему приграничные с Фракией территории. Сняв осаду Афин, Пирр заключил мир с Деметрием, по которому к эпирскому царю переходила Македония и часть Фессалии, остальная Греция осталась у Деметрия. Так Пирр стал еще и царем Македонии.
Договоры, заключенные Пирром с Деметрием, Лисимахом и Афинами, дали ему несколько лет спокойного царствования в Македонии и Эпире. При его дворе находились яркие личности, например фессалиец Киней, один из лучших дипломатов того времени. Киней для "офицеров Генерального штаба" Пирра составил краткое изложение труда Энея "Тактика". Пирр вернул себе важнейший остров Керкира, воспользовавшись флотом Тарента, греческой колонии в Италии.
В 286 г. до н.э неугомонный Деметрий высадился в Малой Азии с небольшой армией в количестве 11 тыс. человек. Обеспокоенный Лисимах, чтобы оставить Деметрия без подкреплений, уговорил Пирра начать войну с сыном Деметрия Антигоном Гонатом, который остался оберегать греческие владения. Пока Лисимах гонялся за Деметрием в Малой Азии, Пирр вел военные действия в Фессалии, которые были просто рейдами на вражескую территорию.
В 285 г.до н.э. Деметрий с остатками армии сдался своему зятю Селевку в плен, в котором и умер через два года и был пышно похоронен в Коринфе. Так закончил жизнь один из важнейших людей той эпохи, сын Антигона Одноглазого, полководца и диадоха Александра Македонского.
Получив свободу рук, Лисимах в 284 г.до н.э отправился отвоевывать македонский престол. Ему удалось окружить армию Пирра в районе македонского г. Эги. И в новь македонские войска переметнулись на сторону врага. С верными эпирскими частями Пирр вышел из окружения и вернулся в Эпир, потеряв македонский трон.
В эпоху войн диадохов македонская армия легко переходила на сторону врага, что было связано по-моему с тем, что это был конфликт полководцев Александра и македонцы не видели смысла отдавать свои жизни за чужие интересы, тем более, когда на той стороне предлагают звонкую монету. В случае Пирра, сыграло роль и его эпирское происхождение и эпирское окружение при дворе. Македонцы не хотели становиться придатком Эпира.
Игра престолов. Третий сезон
Пока Пирр находился на родине, в Эпире, на территории бывшей державы Александра произошли важные события.
Египетский царевич Птолемей Керавн(Молния), старший сын правителя Египта Птолемея I (полководца Александра Македонского) и Эвредики (дочери Антипатра и сестры Кассандра, см. первую часть), был лишен права на престол в пользу Птолемея Филадельфа(Любящий сестру), сына Береники, любимой жены Птолемея I. Птолемей Керавн сбежал во Фракию, к свояку Агафорклу, сыну диадоха Лисимаха, полководца Александра.
Находясь при дворе Лисимаха, Керавн вступил в сговор с Арсиноей (дочерью Береники), молодой и любимой женой Лисимаха, против Агафокла, сына и наследника Лисимаха от первой жены. Арсиноя добивалась трона для своих детей. Керавна не остановило даже то, что его родная сестра Лисандра была женой Агафокла. Эта парочка оклеветала Агафокла, заявив, что тот хочет убить отца и стать царем. В результате Агафокл был заключен в тюрьму и убит, а его жена бежала к Селевку. Убийство наследника Агафокла, популярного в армии, вызвало брожение в ряде областей, в частности к Селевку переметнулся Пергам, хранилище казны Лисимаха. К тому же Лисимах выяснил, что Агафокл ни в чем не виноват и удалил Арсиною и Керавна от двора.
Но Птолемей Керавн опять сделал неожиданный ход и бежал к сирийскому царю Селевку, еще одному диадоху и бывшему полководцу Александра, и ему удалось подтолкнуть Селевка к войне с Лисимахом. Впрочем Селевк и сам понимал, что имея у себя сына Птолемея I Лага, можно вмешиваться во фракийские и египетские дела, в перспективе объединив все бывшее царство Александра. Начать решили с Лисимаха и в 283 г. до н.э. полчища сирийского царя вторглись на фракийскую территорию. Селевка воодушевило известие о смерти Птолемея I Лага, одного из последних диадохов, друга и полководца Александра, т.к. он понял, что наследникам царя Египта в ближайшее время будет не до войны. Птолемей I Лаг стал единственным из ровесников-диадохов, который в возрасте за 80, умер в своей постели.
Решающее сражение двух оставшихся диадохов произошло в 282 г. до н.э. в Лидии (совр. Турция) на равнине Курупедион. Армия Селевка одержала полную победу, а 80-летний Лисимах погиб с мечом в руке от копья Малакона из Гераклеи и был похоронен сыном, которого он не успел убить, в родовой усыпальнице в городе Лисимахия. Так окончил свой жизненный путь предпоследний из диадохов.
Захватив бывшие владения Лисимаха, весной 281 г до н.э армия сирийского царя Селевка I перешла Гелеспонт и ступила на землю Европы. Селевк решил вернуться на родину, которую не видел 50 лет. Мир стоял в шаге от создания первой супердержавы, еще до образования римского государства.
В те античные времена было принято по всем важным делам просить совета у богов. Вот и Селевку оракул предсказал, что умрет тот в Аргосе. В Пелопоннесе, где находился этот пресловутый Аргос, Селевк никогда не был и не собирался быть. Поэтому направляясь с небольшой свитой в Лисимахию, столицу поверженного врага, где все уже смирились с неизбежным, Селевк без опаски подъехал к местному святилищу, которое в свое время поставили аргонавты на пути в Колхиду. Любопытства ради Селевк спросил местных, как они называют это святилище, услышав в ответ "Аргос". Неизвестно, успел ли Селевк прийти в ужас от неизбежного, но Птолемей Керавн (Молния) среагировал молниеносно. Выхватив свой табельный меч, он пронзил Селевка и 80-летний царь, последний из диадохов, умер на месте.
Что было дальше и чем занимался Пирр в это время, читайте ЗДЕСЬ:
Пишите комменты, ставьте лайки.
Можно посмотреть другие статьи на канале "История. Другой взглядъ"