Всем известно, что в Древнем Риме христиан недолюбливали, а то и откровенно преследовали. Однако, когда речь заходит о том, в чем были причины такого отношения, обычно внятного ответа не слышно.
Верующие христиане обычно выдают теорию, что это объяснялось тем, что римляне были сплошь подконтрольны демонам, и, когда они почуяли истинную веру, это спровоцировало их на лютую ненависть.
В принципе, объяснение могло бы быть и неплохим, если бы не то, что оно верой начинается и верой заканчивается. При желании, можно сказать и обратное: что римляне чтили истинных богов, но почуяв приближение какой-то «Тьмы с Востока» и попытались с ней справиться, да не проявили достаточного усердия.
Ни одну из этих точек точными методами не докажешь, поэтому мы их рассматривать не станем, ограничившись мало-мальски убедительными.
Еврейское наследие
Одной из причин нелюбви к христианам было то, что их сразу стали воспринимать как какую-то еврейскую секту, особенно на первых порах. Евреев же римляне недолюбливали.
Причиной этого было то, что в понимании римлян, высшее воплощение бога-творца является чем-то запредельным и что порожденные им младшие боги ближе к человеку, а их многообразие позволяет каждому выбрать свой путь.
То, что у других народов другие боги, римляне воспринимали спокойно, поскольку в их понимании богов вообще невероятно много, и зачастую разные народы называют разными именами одних и тех же богов. Так египетский Тот отождествлялся с греческим Гермесом, латинским Меркурием и даже германским Одином.
А то, что разные народы описывают похожие божества с некоторыми отличиями – так кто же может быть уверенным что божество к каждому народу поворачивается одной и той же стороной? Да и индивидуальное восприятие у разных народов может быть разным. Примерно так смотрели римляне.
На фоне этого евреи, которые просто говорили, что «наш бог правильный, а ваши – выдумка» смотрелись странно и оскорбительно, особенно в свете того, что они ничем не могли это доказать, если не считать книги, в которой они написали, что их бог правильный, а все прочие – выдумка.
Результатом стал хронический древнеримский антисемитизм, который автоматически перенесся и на христиан, которые унаследовали от иудеев уверенность в собственной правоте (и, само собой разумеющейся, неправоте оппонентов).
К тому же, христианство первым делом затронуло иудейскую диаспору, где начались споры о том, является ли Христос Мессией. Доходило до беспорядков и римлянам это не нравилось, особенно если учесть, что в эти беспорядки стала включаться и римская городская беднота.
При других исходных данных стартовое отношение к христианам могло бы быть более лояльным.
Не забываем о скепсисе
В свое время основатель картезианства предлагал подвергать сомнению любую поступающую информацию. При этом он предлагал сначала разбить ее на мельчайшие составляющие, каждое из которых нужно проверить со всем скептицизмом, а уж потом собирать конструкцию воедино, сохранив только то, что выдержало проверку.
И, если говорить о древнеримских гонениях на христиан, придется признать, что до нас почти не дошло достоверных данных о том, каковы были эти гонения.
У нас почти нет имен, у нас почти нет списков, есть какие-то упоминания, зачастую написанные через несколько веков после «гонений»…
Одним словом, если вы поставите пред собой цель подсчитать, сколько христиан было уничтожено римлянами, вы не сможете подсчитать не только точное число, но и приблизительное.
К этому стоит добавить такую архетипическую черту христиан, как «гонимость». Быть гонимым для христианского сознания даже почетно, особенно если это гонения от язычников.
В свете этого любой христианский документ, говорящий о гонениях, будет вызывать сомнения, вне зависимости от того достоверен он или нет, что усложняет картину.
Серьезная причина
Но, как бы мало на самом деле ни было уничтожено христиан, не подлежит сомнению, что время от времени это все же делалось, что для Рима было нонсенсом, ибо даже иудеев, за их религию не преследовали.
Их могли убивать за восстания, но не за религию. Более того, римляне сделали беспрецедентное количество уступок по отношению к иудеям, чтобы сохранить свое политическое влияние в регионе и не оскорбить религиозных чувств иудеев.
Для сравнения можно вспомнить, как они обошлись с друидами. Впрочем, уничтожение друидов (также уникальное для Рима явление) было вызвано не неприятием кельтского язычества, а тем, что жрецы-друиды, были истинными обладателями политической власти среди галлов, тогда как вожди, скорее воплощали формальную власть и были марионетками, игравшими важную роль разве что на войне.
Но, вернемся к христианам. Вся Римская империя стояла на идее благоволения богов. Считалось, что римляне должны приносить своим богам жертвы и чтить их. Те же в свою очередь позаботятся о сохранении империи.
Почитать других богов не возбранялось, но, помимо этого, следовало почтить и традиционных богов в надлежащие дни. Такое положение вещей устраивало всех, и даже иудеи по большей части сумели найти с этой традицией компромисс.
Но не христиане. Почитать традиционных римских богов они отказывались, считая это грехом поклонения злым демонам или пустой выдумке.
Более того, их мыслители стали выдвигать версию, согласно которой душа человеческая по самой сути является христианкой, и всем людям принять христианство мешает только ненавистный Рим. Как только он падет – люди сами обратятся к учению Христа и в мире воцарится царство любви и милосердия.
Разумеется, такой взгляд на мир, как и упорное нежелание участвовать в государственных языческих обрядах, вызывал у римлян отторжение и воспринимался ими как нежелание приносить присягу государству, в котором христиане жили.
Соответственно, принадлежность к христианскому культу стала восприниматься как практически государственная измена и языческие историки прямо пишут, что христиане, хотя и не заслуживали изуверских кар, все же были достойны того, чтобы их наказали.