Если раньше история успешных людей начиналась с поступления в университет, сейчас куда активнее обсуждают людей, добившихся успеха без высшего образования. Что пошло не так – разбираем в статье.
Устаревшие знания
Никто не поспорит с тем, что современный мир меняется с головокружительной скоростью и требует от нас все больше новых компетенций и межотраслевых знаний, навыков. Однако современный университет – громоздкая бюрократическая машина, изменения в которой происходят с огромным трудом и медленной скоростью. Поэтому складывается ситуация, что российские университеты постоянно отстают от современного рынка труда и обучают своих студентов по устаревшим программам, а учебные планы устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения.
Кроме того, согласно государственным стандартам, студентов заставляют тратить время на предметы, которые им никогда не понадобятся. И, с одной стороны, это логично и оправдано: ведь разносторонние знания расширяют кругозор студентов. Однако реализация прекрасной идеи оставляет желать лучшего, ведь на первых курсах эти дисциплины дают крайне сжать, только ради галочки. В результате знаний толком не получается.
Бюрократия
Эта проблема поработила не только школы, но и все прочие образовательные учреждения. Работники университетов и сами знают, какие предметы они вставляют в учебный план просто чтобы покрыть необходимое количество учебных часов, а преподаватели по горло завалены отчетностью, а также должны совмещать её с собственной научной деятельностью. В результате на собственно преподавательскую деятельность зачастую не остается времени вовсе.
Тем временем зарплаты оставляют желать лучшего. И вроде бы, существуют гранты, однако они распределены неравномерно, в технической сфере их куда больше, чем в гуманитарной. Кроме того, попасть в научное сообщество трудно и не только из-за недостатка знаний. Начинающим исследователям часто приходится начинать со сторонних проектов, ведь стипендии во время магистратуры и аспирантуры невообразимо далеки от прожиточного минимума.
Отсутствие практики
Диплом, даже с красной обложкой сегодня не дает никаких гарантий для устройства на работу. На работе требуются не столько знания, сколько умения, полученные на практике. А область практического применения знаний при институте в России непростительно хромает. И работодатели это знают, отчего не спешат принимать на работу специалистов, знающих свою специальность лишь «в теории».
И вроде бы, проблема легко решаемая – университетам необходимо лишь заключить партнерские соглашения с соответствующими предприятиями и организациями, однако такое случается редко. Компании не горят желанием тратить время на практикантов, которые спустя пару лет устроятся в другие организации. Поэтому чаще всего практика сводится к разбору архивов, уборкам университета и территории, организации студенческих мероприятий, помощи приемной комиссии и так далее.
Важные навыки
Многие абитуриенты ожидают от университета головокружительного погружения в обучения, как в «Гарри Поттере». Однако на практике оказывается, что для получения зачета достаточно делать домашние задания, исправно посещать лекции и участвовать в семинарах. Также важно сдавать письменные работы и учить билеты. О понимании предмета и получении других важных навыков, по типу критического мышления, не идет и речи. Именно поэтому школьные отличники, еще за партой научившиеся слушаться учителя, куда успешнее сдают сессии, чем ребята, которые с энтузиазмом и любопытством задают преподавателям каверзные вопросы.
Тем временем зарубежные учебные программы включают в себя такие важные на рынке труда качества как умение работать в команде, умение строить коммуникацию, умение решать сложные задачи и планировать их решение. К сожалению, устаревшая система учит нас лишь работать по методичке.
Резюме
Само по себе высшее образование не стало архаизмом, необходимым к ликвидации, ведь еще существуют университеты, старающиеся идти в ногу со временем, и действительно могут гарантировать выпускникам светлое будущее. Часто в качестве примера успешных людей, бросивших университет, называют Марка Цукерберга и Стива Джобса, основателей Facebook и Apple соответственно. Но они, скорее, «ошибка выжившего», ведь есть и противоположные примеры. Джефф Безос, основатель Amazon, окончил Принстон, а Сергей Брин учился в Стэнфорде и там встретил Ларри Пейджа, вместе с которым потом основал Google.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Плюсы и достоинства обучения в России
✅ 10 фитнес-моделей в Instagram, которые вдохновят вас прийти в форму
✅ Главный секрет учителя года – быть на одной волне с учениками