Как известно, когда-то еще Владимир Ильич Ленин называл кино наиболее важным из видов искусства. В этом вождь мирового пролетариата был прав: действительно, кино, стремительно ворвавшись в жизнь людей на заре нового века, научилось не просто развлекать, но и формировать образ мыслей и мировоззрение, представления о том или ином событии или явлении. И сила этого воздействия была велика от того, что кинофильмы влияют на зрителей и глубиной затронутых в произведениях проблем, и визуальной картиной происходящего, и актерской игрой, и музыкальным сопровождением, и многим и многим другим.
В целом кино создает такой важный для каждого из нас «эффект присутствия», позволяющий буквально «с головой окунуться» в те или события, которые демонстрируются на экране.
Характерной чертой последних лет развития российского кинематографа становится большое количество фильмов на историческую тематику. Это фильмы и сериалы, которые представляют авторских взгляд режиссеров и сценаристов на те или иные события отечественной истории.
Отмечая положительные моменты такой богатой фильмографии (среди которых актуализация для молодого поколения тех или иных периодов истории и репрезентации их участников), необходимо отметить и тревожные явления, связанные с тем, что сама оценка событий может создавать негативное понимание исторических процессов, способствовать формированию «чувства вины» за собственное прошлое, что недопустимо для развития представлений о русском народе как культурно-исторической целостности.
Отсюда внимание привлек сериал «Годунов», который был показан на телеканале «Россия» осенью 2018 года и весною 2019 года. Сериал этот был посвящен Русской Смуте начала 17 века. Сериал не прошел незамеченным и вызвал многочисленные отклики как критиков, так и тех, кому он показался интересным.
Сразу оговоримся, что в данной статье мы не будем обсуждать подбор актеров, их игру, костюмы, точность деталей, историческую достоверность персонажей. Отметим только, что перед нами произведение художественное, в котором переплетаются судьбы как реально существовавших исторических личностей, так и вымышленных героев.
В этой связи сериал можно рассматривать как единый медиатекст с присущей ему системой мировоззрения и мировидения. Поэтому попробуем сосредоточиться на главном – на том идейном посыле, который можно увидеть в данном произведении и его актуальности в настоящее время.
С первых серий перед нами предстает рассказ о трагическом событии для русского Средневековья – об угасании династии Рюриковичей, создавших когда-то единое государство, и появлении новой династии.
Казалось бы, вопрос престолонаследия можно было решить по человеческому выбору, но люди религиозного типа мышления, каковыми тогда являлись в большинстве своем наши предки, искренне полагали, что без воли Божией ничего в мире не происходит, поэтому и царь должен быть «истинным избранником» Господа. И в целом весь сюжет картины вольно или невольно посвящен рассказу о действии Промысла Божия и его влиянии на судьбы людей, судьбы страны и на появлении нового правителя.
Но кто же может претендовать на роль избранного на царство?
В первой серии мы видим трех молодых опричников, которые служат у Малюты Скуратова. Незнатного, но образованного, умного и хитрого Бориса Годунова, амбициозного потомка Рюриковичей князя Василия Шуйского и смелого и верного своей службе Федора Романова, племянника Ивана Грозного.
В сериале рассказывается о жизненном пути этих героев, их любовных терзаниях, их ценностном выборе.
Интересно, что критерием выбора лучшего из них становится именно любовь к своей стране, стремление служить ей, верность вере и традициям, забота о людях, умение смиряться перед лицом Господа.
И именно через эти испытания проходят герои. И судьба каждого из них – это еще и путь развития Руси, потому что каждый готов видеть ее будущее по-своему.
Но почему же на глазах у зрителей угасает династия Рюриковичей?
Причин тому множество, но в первую очередь, это братоубийственная война, которую продолжают вести между собой многочисленные потомки этой великокняжеской семьи.
Самым ярким примером тому является нежелание бездетного в браке Василия Ивановича – отца Ивана Грозного – передать после своей смерти московский престол братьям. Василий насильно отправляет свою жену в монастырь, а сам женится на юной Елене Глинской – матери будущего первого царя. Так великий князь получает долгожданного наследника. Иван Грозный завершает дела отца, уничтожая как своих двоюродных и троюродных братьев и их потомство.
Трагической является смерть сына Ивана Грозного царевича Ивана, не оставившего после себя наследников мужского пола. В итоге суровый царь остается только с одним законным наследником – кротким Феодором, которого современники назвали Федором Блаженным. Получается, что грозный и великий русский царь как раб своих страстей и страхов стал невольным палачом своим близким и всему своему роду.
Его сын Федор Иоаннович – богобоязненный и робкий человек – осознает, что Бог наказал его бездетностью в браке по грехам отца, по грехам его рода. И он отказывается перечить воле Божьей. Отказывается сослать свою законную жену Ирину в монастырь, чтобы женится снова и получить-таки детей, как это сделал его дед Василий. Блаженный царь, смиряясь, принимает волю Божию.
К слову сказать, через 300 лет другой последний русский царь также смирится перед всемогуществом Божьим, отказавшись от борьбы за престол в ситуации начала новой русской смуты.
Но это случится в России в начале 20 века, а тогда – в конце 16 века – у опустевшего после смерти Федора Иоанновича трона собрались люди, которые были готовы поднять упавшие скипетр и державу и надеть на себя шапку Мономаха. И среди этих людей особо отличился ближний боярин царя Федора – Борис Годунов.
Сам Годунов и его близкие показаны как главные герои сериала. И это неудивительно. Ведь до сих пор одним из значимых вопросов русской истории является вопрос о том, почему род Годуновых не стал царствовать в веках, почему он оборвался так трагически, и все, что осталось от царя и его семьи – это скромный склеп, одиноко стоящий у паперти Успенского собора Троице-Сергиевской лавры.
Представленный на суд зрителей Борис Годунов – это не пушкинский детоубийца, перед смертью терзаемый муками совести, это человек нового времени, новой грядущей эпохи Просвещения, которой к тому времени еще не было на Руси. Натура сложная, тонкая, деятельная. В нем сильно выразилось яркое личностное начало, высокая рефлексивность, что в целом отличало людей этого грядущего нового типа.
Но в сериале Годунов – это пешка, которая волею судеб и с помощью собственный личностных заслуг сумела стать ферзем. Он действительно играет огромную роль при царе Федоре Иоанновиче, определяя внутреннюю и внешнюю политику страны. При этом Годунов – государственник, он печется о народном благе, думает о развитии страны, используя присущий ему ум, ловкость и хитрость.
Все эти качества помогают ему достичь истинного величия.
Сценаристы сериала приписывают наиболее трагический момент биографии Годунова – убийство незаконнорожденного сына Ивана Грозного царевича Дмитрия не Борису, а его жене Марии – дочери Малюты Скуратова, которая, судя по воспоминаниям современников, действительно отличалась крутым и жестоким нравом. Однако Борис узнает о страшном поступке своей жены и молит Бога о том, чтобы Он не покарал за этот грех его семью.
Отметим, что в сериале достаточно точно передается характерная для русского средневекового сознания черта: люди ощущали, что отвечают перед Богом не только за свои грехи, но и за проступки своих близких. Это современный человек привык к тому, что должен отвечать за себя лично, что он один беседует с Богом «с глазу на глаз», держа ответ только за свои слова, мысли и дела.
Но при этом Борис, осознавая свою вину и вину своей семьи за yбийство царевича, вину за то, что нарушил предписания совести, все-таки стремится к царской власти, тем самым обрекая своих детей на смерть. И в конце своего недолгого царствования герой осознает неминуемость этой грядущей трагедии, поэтому само появление самозванца, объявившего себя чудесно спасенным царевичем Дмитрием, он воспринимает как знак того, что кара Божия неизбежна. Поэтому Борис, умирая, молит Бога только о прощении и спасении своих детей.
К слову сказать, сам самозванец Лжедмитрий, показанный как человек бессовестный и подлый, остро осознает кратковременность своего «царствования». Он догадывается, что на престоле не задержится, что в итоге его yбьют, потому что он не тот, за кого себя выдает. Самозванец просто пытается «взять от жизни все», потешится, посамодурствовать и с горечью безбожника и убийцы отправиться в ад.
И так начинается русская смута. Как сказано в одном из древнерусских источников, «по грехам нашим Бог наказует нас».
А что же другие участники событий?
Знатный боярин Василий Шуйский, мечтавший о русском престоле, но не получивший его при Годунове, становится лютым и тайным врагом первого русского избранного царя. Он предает самого Годунова, предает свой народ, во время голода прячет в закромах хлеб, чтобы «людишки» по-больше перемерли и смута разгорелась посильнее.
Получается, что все свои дарования знатный боярин, полный жаждой мести и гордыней, тратит только на зависть и «подковерную» борьбу за престол. В итоге после смерти Лжедмитрий Василий Шуйский становится царем, однако радости от того, что достиг желаемой цели, не получает.
Богу такой царь, стремящийся только к собственному самоутверждению и возвышению своего боярского окружения, не угоден. И хоть из самого сериала зрители только вскользь узнают, что Шуйский был насильно пострижен в монахи, русская история рассказывает о бесславной смерти этого потомка Рюриковичей в плену у поляков.
Наконец, последний из главных участников тех событий – это боярин Федор Никитич Романов – основатель рода Романовых, которому предстояло царствовать в нашей стране в течение 300 лет.
Федор Никитич показан как человек смелый, умный и ловкий, он служит своей стране, ее народу. Как племянник Ивана Грозного и двоюродный брат царя Федора Иоанновича, он может претендовать на особое место у престола, по знатности может соперничать с «безродным» Борисом Годуновым, но подчиняется его приказам, потому что печется не о своем величии, а об общей государственной пользе.
Он храбр и отважен, верен своему долгу и в целом человеколюбив. Однако именно этот герой проходит через трудное жизненное испытание – предательство Годунова, ставшего избранным царем и боящегося заговора ближайших родственников бывшей династии, опалу, лишение имущества и насильственный постриг в одном из отдаленных монастырей.
И через все эти испытания Федор Никитич, ставший простым монахом Филаретом, проходит с честью. Он обретает то, что не смог обрести ни один из героев, кроме разве что только блаженного царя Федора: смирение, прощение своих врагов и духовную силу. Он принимает волю Божию ко всем событием своей многотрудной жизни, полагая, что и его насильственный постриг, и разлука с любимой женой и семьей, и навет, и ссылка, и предательство друга являются посланными ему за его грехи испытаниями. При этом он продолжает любить свою страну, служить ей, в страшных перипетиях русской смуты сохраняя человеческое достоинство.
В конце сериала зрители видят Филарета Романова в плену у поляков и слышат рассказ из уст польского посланника Сапеги о создании Мининым и Пожарским русского ополчения, которое поляки считали силой незначительной. Узнав об этом, Филарет с усмешкой предлагает полякам сдать свои позиции и уйти из Москвы. Сапега не может понять логики поведения пленника, который, по его мнению, наоборот, должен был стремиться выслужиться перед могущественной Речью Посполитой.
Заканчивается сериал символически.
Последняя сцена – это возращение Филарета из долгого польского плена домой, в страну, где царем стал его родной сын Михаил, о престоле не мечтавший, но выбранный на трон шестнадцатилетним юношей на Земском соборе 1613 года. Узнав о скором возвращении бывшего супруга, благодарит Бога мать Михаила – инокиня Марфа, такую же хвалу Богу возносит и сам Филарет.
Так, история о талантливом царедворце и умном правителе Борисе Годунове становится историей о начале рода русских царей Романовых.
И этим сериал – детище массовой культуры начала 21 века – чем-то напоминает композиционное устройство древнерусских повестей. Здесь также обнаруживается вера в Высшие силы, которая руководит действиями и поступками людей, направляя мир на благое, сохраняя страну, поддерживая жизнь, проявляет себя идея «Москвы – Третьего Рима» как попытка обосновать особый путь развития страны, ее инаковость западным формам правления и существования, и, конечно же, представление о том, что только принявший свою судьбу человек, «претерпевший и смирившейся до конца» – спасется. Именно такого человека Бог, который видит сердца людей, возвысит перед его соотечественниками.