На свои устаревших истребителях и бомбардировщиках итальянские делали все возможное, но переиграть британские Королевские ВВС они не могли. Впрочем, Муссолини «выжал» из Итальянской битвы за Англию все возможное для своей пропагандистской машины.
Итальянский воздушный корпус
10 июня 1940 года итальянский диктатор Бенито Муссолини, полагая, что Германия окончательно победила, объявил войну Франции и Великобритании. Ему была нужна быстрая победа, которая повысит престиж фашистской Италии. И всего через два дня британцы послали 36 бомбардировщиков Armstrong Whitworth Whitley для атаки авиазаводов в Генуе и Турине. Из-за плохой погоды только 13 бомбардировщиков достигли своих целей, но политический эффект был немалый, усилились антивоенные настроения итальянцев. 15 июня британские Vickers Wellington бомбил авиазаводы в Генуе.
Муссолини пришел в ярость. Он жаждал мести и предложил Адольфу Гитлеру экспедиционный авиакорпус для оказания помощи в предстоящем нападении на Британские острова. Фюрер колебался, но оценив политические и пропагандистские преимущества участия своего союзника по Оси в предстоящей битве, принял предложение дуче.
Рейхсминистр авиации Герман Геринг и генералы в Люфтваффе были не в восторге. Они были уверены, что устаревшие самолеты итальянцев и отсутствие у них современного боевого опыта создадут лишь проблемы. В итальянском верховном командовании также считали идею дуче контрпродуктивной и обременительной, ведь боевая авиация была нужна на фронтах Северной и Восточной Африки. Но приказа Муссолини не выполнить было невозможно.
Командующий 2-м флотом Люфтваффе фельдмаршал Альберт Кессельринг был также против участия итальянцев в битве за Англию, но отдал приказ готовиться к подготовке к прибытию Итальянского воздушного корпуса – CAI (Corpo Aereo Italiano). Маршал итальянских Королевских ВВС Рино Корсо-Фужье сформировал CAI и возглавил его. Авиакорпус включал два бомбардировочных крыла и одно истребительное.
Сначала в штаб-квартиру 2-го флота прибыла направлена команда связи из немецкоговорящих офицеров. Итальянские боевые подразделения направлялись на четыре авиабазы в Бельгии, расквартирование, ремонт и охрана были поручены Организации, Тотда. Боеприпасы и детали не были взаимозаменяемы с немецкими, их приходилось доставлять поездом из Италии. Немцы предоставили топливо, палатки, пайки и т.д.
Средние бомбардировщики Fiat BR 20M Cicogna покинули Италию 25 сентября 1940 года. Плохая погода и неисправные навигационные приборы привели к тому, что два бомбардировщика были повреждены, а один разбился во время вынужденной посадки в Бельгии. Но истребительные подразделения благополучно добрались до своих бельгийских баз с остановками в Мюнхене и Франкфурте. К 22 октября весь Итальянский авиакорпус собрался в Бельгии и начал подготовку к операции. Значительное время занял процесс отработки координации действий с немцами, а также подготовка к ночным полетам.
Итальянская авиатехника
Итальянские истребители-бипланы Fiat CR42 Falco были не подходили для борьбы с Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane Королевских ВВС, которые были вооружены 7,69-мм пулеметами Браунинга и имели максимальную скорость 355 миль/час и 342 мили/час соответственно. CR 42 были прочными и чрезвычайно маневренными, но их максимальная скорость составляла всего 267 миль/час, а дальность полета составляла 481 милю. Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.
Истребитель-моноплан Fiat G 50 Freccia впервые поступил на был вооружен также, но имел максимальную скорость 293 мили/час и дальность полета 621 миль. Всего три Freccia были оснащены рациями, у всех итальянских истребителей не было адекватных приборов для навигации ночью и в плохую погоду.
Двухмоторный Fiat BR 20M Cicogna был одним из самых передовых бомбардировщиков середины 1930-х годов, но к 1940 году устарел. Он имел максимальную скорость 268 миль/час и дальность полета 1243 мили. Вооружение Cicogna состояло из трех 12,7-мм пулемета Breda-SAFATи трех 7,7-мм пулеметов. Он нес бомбы весом 5511 фунтов.
Первые миссии
Командование Люфтваффе первоначально назначило итальянцам операционный район на восточном побережье Англии между рекой Темзой и Харвичем. Первая бомбардировка была проведена в ночь на 24 октября. 18 бомбардировщиков атаковали Филикстоу и Харвич. Один самолет разбился вскоре после взлета, только десять Cicogna обнаружили Харвич и сбросили свои бомбы. Два Cicogna разбились во время обратного полета, а еще один был поврежден во время вынужденной посадки.
Результаты первой миссии не были впечатляющими, но итальянская пресса была в восторге. Но ночная неудача заставила немецкое и итальянское командования изменить стратегию CIA – его пилоты должны были дневные миссии.
Во второй половине дня 29 октября 15 самолетов BR 20М вылетели бомбить гавань Рамсгейт в сопровождении 39 истребителей CR 42 и 34 истребителей G 50, а также группы немецких Messerschmitt Bf 109.
Три бомбардировщика упали из-за проблем с двигателями. Остальные 12 достигли цели на малой высоте, летя в необычном строю, крыло к крылу. Британские зенитчики повредили пять бомбардировщиков. Итальянцы сбросили 75 бомб не прицельно и быстро ушли. Один поврежденный самолет совершил вынужденную посадку в Кьевре, но остальные вернулись на базу.
Крупные соединения истребителей G 50 и CR 42 совершили 1 ноября провели боевое патрулирование на юге Англии, но, как ни странно, не встретили сопротивления. Итальянцы вновь, после дополнительной подготовки, совершили ночной налет на Харвич и Ипсвич, после которого все 13 BR 20 вернулись на базу, при этом был поврежден только один бомбардировщик. Ненастная погода задержала операции до 8 ноября, когда 22 истребителя G 50 прошлись вдоль прибрежных городов, включая Фолкстон и Маргейт, и до самого Кентербери.
На этот раз итальянцев перехватили четыре Spitfire. В коротком воздушном бою один «британец» был поврежден и вынужден был совершить вынужденную посадку. В ночь с 10 на 11 ноября пять BR 20 совершили налет на цели в районе Рамсгейта на низкой высоте и вернулись без потерь. Итальянские истребители также иногда сопровождали немецкие Ju-87B Stuka во время нападений на британские торговые суда в Ла-Манше.
Большой налет
К началу ноября дневные бои почти прекратились, люфтваффе сосредоточились на ночных налетах. Было решено провести большой «итальянский» рейд 11 ноября 1940 года.10 бомбардировщики BR 20 взлетели в полдень и попытались встретиться с большой группой истребителей сопровождения. Плохая погода вынудила 46 истребителей G 50, а также эскадрилью немецких Ме-109 вернуться на свои базы. Но 42 истребителя CR 42 сумели соединиться с бомбардировщиками и направились к Харвичу. Примерно в 13.30 британский радар засек итальянцев, и 30 Hurricane 17-й и 257-й эскадрилий поднялись на перехват. 46-я эскадрилья, которая уже была на патрулировании, также была направлена на перехват.
Когда командир 257-й эскадрильи заметил вражеские бомбардировщики, он сразу скомандовал атаковать. Почти одновременно прибыли истребители 46-й эскадрильи и атаковали бомбардировщики с левого борта. Очень быстро были сбиты четыре «итальянца». Пилоты прыгали с парашютами. Одному из них не повезло – его парашют зацепился за один из рулей бомбардировщика, увлекая его в холодные воды Северного моря.
Британцы сбили еще два бомбардировщика, но итальянцы сумели сбросить несколько бомб (около 250 кг) на порт Харвича.
Тем временем истребители Spitfire из 41-й эскадрильи перехватили эскорт истребителей CR 42. Последовал отчаянный воздушный бой, к которому присоединились Hurricane 257-й эскадрильи. Итальянские Fiat не могли сравниться с истребителями Королевских ВВС, но итальянцы, которые были все-таки хорошими пилотами, попытались использовать превосходную маневренность своих бипланов.
В отчете Королевских ВВС по итогам боя говорилось, что британцы не понесли потерь в бою, но, по крайней мере, два их истребителя были повреждены. Британцы заявили, что в общей сложности девять бомбардировщиков BR 20М были уничтожены и один поврежден, а пять истребителей CR 42 уничтожены и семь повреждены. Когда инженеры из Фарнборо осмотрели самолет BR 20М, который совершил аварийную посадку недалеко от Вудбриджа, они отметили, что его шесть членов экипажа были в стальных шлемах и с 6,5-мм карабинами M91 Carcano со штыками. Довольно необычно для пилотов.
Итальянцы утверждали, что уничтожили девять истребителей Королевских ВВС.
Четыре самолета BR 20 совершили вынужденные посадки в Антверпен-Дюрне и в Дюнкерке. Еще три поврежденных бомбардировщика приземлились на немецких аэродромах. Истребителям CR 42 повезло еще меньше. 19 совершили вынужденные посадки на различных аэродромах. Один безнадежно заблудившийся итальянец разбился на городской площади в Амстердаме. Еще один самолет разбился во время посадки, еще два получили повреждения. Некоторые пилоты получили обморожения в открытых кабинах.
Когда погода улучшилась во второй половине дня 11 ноября, пять бомбардировщиков Cant Z 1007 сопровождении 24 истребителей G 50 попытались бомбить Грейт-Ярмут. На этот раз, по крайней мере, итальянцы не понесли потерь.
Последние бои
В ночь с 17 на 18 ноября шесть BR 20М сумели отбомбиться по Харвичу и вернуться без потерь. За этим последовал налет три ночи спустя, в ходе которого 12 BR 20М бомбили английское побережье, потеряв одну машину.
23 ноября 29 истребителей CR 42 и 24 G 50 провели рейд в южной Англии. Мощная группа Spitfire из 603-й эскадрильи перехватила их, немедленно сбив два CR 42. В последовавшем воздушном бою итальянцы одержали пять побед, но британцы сообщили только об одном сбитом Spitfire Mk. II. По их данным было повреждено и уничтожено семь итальянских истребителей.
Итальянцы провели несколько беспорядочных налетов вдоль английского побережья в ноябре и декабре, но, как и обычно, мало чего добились. В ночь с 22 на 23 декабря шесть BR 20М совершили последний бомбардировочный налет CAI на Англию, атаковав Харвич.
3 января 1941 года все уцелевшие бомбардировщики истребители начали вылетать в Италию. Впоследствии они будут развернуты на Балканах и в Северной Африке. Некоторые пилоты 20-й истребительной группы оставались в Бельгии со своими истребителями G 50 до 15 апреля, патрулируя побережье вместе с люфтваффе.
Таким образом, воздушное наступление Муссолини на Британские острова закончилось довольно печально. Несколько летчиков будут награждены Золотой медалью воинской доблести. Но все, что они смогли сделать, это материал для пропагандистской машины дуче.
Также по теме:
Советские летчики на гражданской войне в Испании. Цифры
Последняя воздушная битва Второй мировой войны
Vickers F. B. 5 Gunbus – первый в мире истребитель
Огонь по беспилотникам! Новые средства борьбы с дронами
Истребители F-35 и система оружейной торговли США
Стратегические бомбардировщики США и России и «холодная война 2.0»
Индийский авиарынок и российские истребители
Квадрокоптеры – карманная авиация современной войны
Иракская война 2003 года: воздушная фаза операции «Шок и трепет»
Универсальные системы ПВО/ПРО: российский «Витязь», американский «Патриот» и другие
Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс
Зенитные ракетно-пушечные комплексы: российский «Панцирь-С1», американский IM-SHORAD и другие
ВВС США забраковали новый воздушный танкер компании "Боинг"
Истребитель F-15E стал первым носителем новейшей ядерной бомбы США
Новейший Су-30СМ стал единым истребителем ОДКБ
Военные авиазаправщики: российский Ил-78, американский KC-767, европейский A330 MRTT и другие
Сверхтяжелый транспортник «Руслан» и украинские надежды на «Боинг»
Самолеты обнаружения и наведения: российский А-100, американский E-3 Sentry и другие АВАКСы
Американская авиация против Панчо Вильи: счет 0:
Гражданская война в Нигерии. Часть 3. Война в воздухе
Наемник-крестоносец граф фон Розен и уникальная эскадрилья «Дети Биафры»
Румынские авиабазы и стратегия «спящей ячейки» НАТО
Эфиопо-эритрейские войны. Часть 4. Россия, Украина и воздушная войн