Для современной истории характерен европоцентризм. Для Европоцентризма же характерен упор на Древнюю Грецию как основу западного мышления и европейских цивилизаций.
И, хотя главным греческим городом являются все же Афины, Спарта многими считается не хуже. Более того, в массовой культуре именно Спарта и спартанцы являются самым интересным, что было в Греции.
Однако насколько это справедливо? Может, то. Что мы знаем о спартанцах – это очередные греческие сказки? Отчасти это и в самом деле так.
Спартанская история
Читать и писать спартанцы, конечно, умели. Еще они умели петь и кое-как музицировать. Все остальные их навыки сводились к ведению военных действий.
Поэтому историю за них писали другие греки. Если бы не они, никто и не вспомнил бы сейчас о Спарте.
Спартанская воинская слава
Опять же дошла до нас только благодаря другим грекам – в основном афинянам, – поскольку воевали спартанцы в основном с другими греками, а своей основной функцией и вовсе считали террор и запугивание ущемленных в правах жителей Спарты.
Поэтому за пределами Греции об этих суперменах ничего не знали и спали себе спокойно.
Греки же, рассказывая о фантастической боевой мощи спартанцев, были склонны передавать (или сочинять) легенды и достоверными их сообщения назвать нельзя.
Спартанцы сбрасывали ущербных детей в пропасть
Как показали недавние исследования той самой скалы, с которой швыряли детишков, косточки под ней и в самом деле валяются.
Притом в солидном количестве, что указывает на то, что это не сорвавшиеся по пьяни пастухи. Но все упокоившиеся внизу были взрослыми мужчинами без каких-либо патологий.
Из этого был сделан вывод, что спартанцы не детьми разбрасывались, а отправляли полетать преступивших закон, что делалось и во многих других странах.
Анализ же захоронений спартанцев показал, что среди них были и люди с врожденными дефектами и для них тоже находилась работа. Судя по всему, в статусе такие люди не понижались.
Между тем немецкий дурак Алоизыч хотел уничтожением людей с дефектами оздоровить нацию. Не помогло.
Спартанская обувь
Спартанцев традиционно изображают в высоких кожаных сандалиях. Но, если верить тому, что сообщили афиняне, они с детства приучались ходить босыми.
Вероятно, они использовали обувь, когда нужно было идти, скажем, по острым камням, но не более того. Так что воинство было босоногим.
Спартанская мощь
Этих воинов изображают очень мощными и сильными. Но вряд ли они были очень уж сильны, хотя, вне всякого сомнения, и сильнее среднего человека той поры (и уж тем более поры нынешней).
Все, что мы знаем о спартанцах, указывает на то, что они были невероятно выносливы. Они преодолевали огромные расстояния, были прекрасными бегунами и ходоками, довольствовались малым количеством пищи сомнительных вкусовых качеств, и могли подолгу вовсе обходиться без еды.
Так что киношному царю Леониду с друзьями нужно скинуть килограммов по 25, сделав эту компанию более похожей на группу триатлонистов.
Злобные коротышки
Средний рост спартанца никогда не превышал 165 см. Глубоких познаний о физиологии у спартанцев не было, поэтому они не знали, что избыток стресса нежелателен.
По этой же причине из-за упомянутого избытка, который неотступно сопровождал их с 7-летнего возраста, спартанцы изнашивались быстрее своих же неполноправных земляков и были несколько ниже ростом.
Последнее обстоятельство делает их своего рода уникумами, поскольку привилегированный класс, традиционно выше простолюдинов. Но это ведь Спарта!
«Никто кроме нас!»
Спартанцы могли бы и в самом деле выкрикнуть этот девиз российских ВДВ, ибо они и в самом деле считали себя несравненными воинами.
Однако на самом деле они нередко терпели поражения от других греков, при том, что количество бойцов было равным.
И, если жители одних полисов испытывали пред спартанцами благоговейный трепет, то на других греков спартанский пафос не оказывал никакого магического эффекта, и они не смеялись над ними слишком громко просто потому, что считали, что грех смеяться над убогими.
Стоит отметить, что определенная убогость спартанцам и в самом деле была присуща, поскольку чувство юмора у них, похоже, отсутствовало напрочь, а самоирония – тем более.
В целом же об этом древнегреческом «спецназе» и его самомнении неплохо говорит тот факт, что, отправляясь на войну, они активно брали с собой в качестве пушечного мяса презираемых спартанцами илотов, общее количество которых порой превышало число самих спартанцев в 7 раз.
А после очередной битвы считалось, что битва была выиграна, конечно же, спартанцами.
Лаконичная речь – лаконичная жизнь
Речь спартанцев и в самом деле отличалась краткостью формулировок. Что радикально отличало спартанцев от речистых афинян.
Выглядит пафосно, но на самом деле спартанцам было просто не о чем говорить, поскольку их образование было очень поверхностным.
Фактически вся их страна была тотальной школой олимпийского резерва, только без общеобразовательных дисциплин и телевизора. Сборы и тренировки составляли всю их жизнь с 7 до 30 лет.
У них даже завести жену и зачать ребенка не всегда было время. О чем там говорить? Разве что о грабежах и издевательствах над простыми жителями, к которым спартанцев приучали с младых ногтей.
Афиняне же болтали без умолку, ибо их интеллектуальная, эмоциональная и духовная жизнь и в самом деле была насыщенной.
Фермопильская сказка
Нет Фермопильская битва и в самом деле была. Только начиналась она с нескольких тысяч воинов, из которых на спартанцев приходилось не более 1/7. При этом, опять же, неизвестно сколько тысяч неупомянутых илотов они притащили с собой на этот раз.
Большая часть греков отступила, просто осознав, что персы скоро зайдут им в тыл. Из стратегических соображений, но не из трусости.
Более того, с тремя сотнями спартанцев остались и феспийцы, не пожелавшие покинуть поле боя даже когда Леонид приказал им сделать это. И феспийцев было 700 человек. Почему нет фильма «700 феспийцев»?
300 же человек, засевших в ущелье, конечно, проявили героизм, но в человеческой истории это не является уникальным – достаточно поинтересоваться историей войн.
Порой люди делали подобное и в одиночку, и, как по мне, 14-летний белорус Марат Казей покруче спартанцев будет. Да и «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…» мне тоже кажется ничем не хуже распиаренных, словно американский спецназ, спартанцев.
«Дети – наше все!»
Детвора и в самом деле считалась собственностью не родителей, а государства, поэтому всех мальчиков с семилетнего возраста отправляли в тренировочные лагеря.
Там из них делали воинов и только воинов. Поэтому до нас не дошли упоминания о спартанских философах, ученых и деятелях искусства, ибо в Спарте не было ни первого, ни второго, ни третьего.
Со временем такая убогая жизнь, направленная на способность без писка терпеть убогую жизнь надоела и самим спартанцам.
А до той поры идеалом мужчины было воевать и умереть за Спарту и своих жен, которые и дальше должны рожать много детей, который будут рады умереть за Спарту, женщины которой и дальше будут рожать сыновей, умирающих за Спарту…
Увы с производством детей было не очень. У мужчин на это банально не хватало времени, поэтому сам процесс изготовления они нередко доверяли другим.
Да и жизнь в казарме с детства вдали от женского пола не слишком способствовала формированию здоровой сексуальности, так что многим казарма и в самом деле была ближе.
Многие и вовсе были не женаты, и тогда в 30 лет их женили принудительно. Но у женщин дела шли ненамного лучше.
Разумно считая, что сильные дети рождаются у сильных матерей, спартанские старейшины опять хватили через край и стали перегружать девочек чрезмерными тренировками, в том числе и в борьбе.
В итоге репродуктивная функция порой приходила в негодность. Но зато какие ягодицы и бицепсы! Жаль, но мужья эту красоту из своей казармы не видели.
Гордость Спарты
Спартанские мужчины гордились тем, что они – лучшие воины мира (как они считали). А чем гордились женщины? Судя по древним сообщениям, они считали предметом гордости умение ничего не делать. Они это называли «я умею быть свободной».
Жизнь на износ
Хорошо обученный тренированный воин остается крайне опасным противником лет до 40–50. У спартанцев же они уходили в запас уже в 30.
И это еще одно доказательство того, что с «закалкой-тренировкой-аскетизмом» они хватили лишнего. Наш Суворов был умнее у не ударялся в крайности.
Заключение
Когда-то я и сам поддался этой сказке о непобедимых спартанцах. Позднее поумнел и понял, что там больше пиара и понтов, чем правды.
Спартанцы изрядно напоминают бойцов «СС», викингов, героев Наполеона и прочих «Морских котиков». Однако все они склонны делать две вещи: погибать где-нибудь на скифских или русских просторах от рук простых, лишенных пафоса вояк, о чем впоследствии предпочитают помалкивать, ибо большие понты всегда говорят об одном – об ущербном самолюбии.