При переносе в 1328 году столицы Великого Владимирского княжества Ак—Орды в Москву, покупке выморочных уделов московским князем Иваном Даниловичем Калитой и переходом к нему на службу из других великих и удельных княжеств бывших князей и бояр, расширялся и государственный аппарат. Появлялись новые государственные органы власти, в которых и работали многочисленные чиновники. Самым престижным местом для чиновничества была служба в Московской Думе. Туда и стремились попасть все представители московских боярских родов и выехавших князей и мурз. Место в Московской Боярской Думе рядом с троном великого московского князя было самым престижным. Именно за места, ближе к трону на заседаниях Московской Боярской Думы и шли местничковые бои. Также назначение воеводой в полк великого князя и отдельно воеводство на город зависело от «породы». Кто из какого рода, и когда на Москве был при князе.
Для доказательства древности рода стали составлять генеалогические древа.
Иногда в генеалогических древах бояр и дворян было много включено легенд и сказок. Многие старались выводить свой род из известных правителей прошлого, начиная с римских консулов и византийских василевсов.
Самым главным документом для попадания в элиту Великого Московского княжества были бумаги о родословной. Не личные качества кандидата на службу государству, а отлично составленное генеалогическое древо часто решало его место в иерархии. Дьяки, которые составляли, часто сочиняя небылицы, были нарасхват и постепенно, используя невежество боярства дьяки сами достигали высот во власти.
Борьба за место под солнцем в Московском государстве, при использовании родословных книг продолжалась до времени правления царя Алексея Михайловича, который продолжил созывать главный совещательный орган – Земский собор, и отменил местничество.
Но, по старинке, бояре и дворяне тягались за старшинство рода и бились за место. Окончательно роль родословных книг нивелировалась при императоре Петре Алексеевиче, так как появилась «Табель о рангах», которая и регламентировала службу чиновничества. Боярства не стало. Оставшееся сословие дворян при сватовстве хвалилось своим генеалогически деревом.
С приходом Советской власти дворянство были ликвидировано, и про предков стало опасно упоминать, чтобы не попасть под репрессии. Генеалогия затухла и вместе с ней родословные записи.
В моих книгах по краеведению показана история генеалогии и ее роль в государстве.
Ссылка на канал Дзен Черёмин А.А. Книги по истории.