Сначала — экскурс.
Хитро выпеченный Серджио Леоне начал покорять кинозалы своей родины - Рим, Италия - с искусственно выведенной на экране Америкой. В 60-х годах итальянский зритель всячески игнорировал и ловко миновал любой сеанс отечественного фильма в кинотеатрах; ходили, преимущественно и с песней, на киноленты, привезенные и сделанные в Америке. Такой вот американской лазейке и воспользовался Леоне, выкроив 15 тысяч долларов из двухсоттысячного бюджета своего первого спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» никому не известному тогда американскому актеришке Клинту Иствуду, что стал вынужденной заменой Чарльза Бронсона, маститого сукиного сына, смрадно поведшего носом от предложения Леоне закинуть пончо на плечи и переехать на время съемок фильма в Рим. Нет, конечно, не это стало главной причиной отказа со стороны Чарльза, все дело было в гонораре, что был преступно мал для звезды хоть и усредненных, но все-таки масштабов, да и где - в самих штатах! Вот роль немногословного малого из «За пригоршню долларов» и досталась везунчику Иствуду, выросшим впоследствии из киноленты Леоне в звезду уже куда больших масштабов, чем тот Бронсон на эпоху как 60-х, так и дальше.
Каких лишних средств на рекламу, - а бюджет в 200 тысяч долларов на то время был до смеха мал даже только для производственной части самого фильма, - у Леоне не было, - но свершилось настоящие чудо - беспочвенное, но массовое пришествие итальянского кинозрителя в местные кинотеатры на американский отечественный фильм! Валили толпами, говоря проще. А все благодаря одной уловке - американскому имени на постере: «Клин Иствуд». Привереде-зрителю хоть и бросилась в глаза некая... неординарность увиденного в, как они полагали, американской стрелялке, нотки какой-то назидательной философии, идущей вскользь через весь хронометраж ленты, резали им чуть виски, но - чествуя старину Клинта! - они съели притчу Леоне и заплатили за это немалые такие деньги: общие сборы отбили всякие затраты с лихвой, а если серьезно - то и принесла в себе касса создателям отличную такую прибыль!
Опьяненный удачливой и хлебной аферой по завлечению зрителя в кино, Серджио принялся за продолжение и снял целую трилогию, ставшую в итоге историческим достоянием. Затем был долгожданный Голливуд, где Леоне поставил «Однажды на Диком Западе», в который позвал тогдашних звезд всея Америки Генри Фонду и - кого б вы думали? - Чарльза Бронсона, что был уже вовсе не против засветиться у Леоне. После «дикой» эпопеи последовала еще парочка лент, а затем Серджио ступил на стезю, что унесла его целиком и полностью и на четырнадцать лет вырвала из мира кинематографа, - «Однажды в Америке». Леоне понимал, что «Однажды в Америке» будет нечем иным, будет тем, что он никогда не делал, ассоциаций будущего фильма с его именем «режиссер спагетти-вестернов нм. 1» не будет никаких, ведь это что-то новое, такое странное, произнесите в слух: европейское авторское кино про еврейскую братву, осевшую в Нью-Йорке, снятая «макаронникам». Звучит как минимум интригующе, а что на деле? И на деле, и взаправду вышло у Серджио Леоне именно что авторское кино, и Кино с большой буквы: тягучее, но волшебное полотно, сумевшее покорить как рядового европейца, так и жюри Каннского кинофестиваля, но полностью лопнувшее там и для тех, для кого фильм так долго вынашивался, а затем кропотливо снимался, — в самой Америке ленту ждал фееричный провал...
Виноват ли в этом режиссер? - никак нет, сэр! А кто? - сейчас и разберемся, сэр!
10 часов отснятого материала, а на американских экранах - всего-то 2 часа.
К сожалению для хронометража статьи, но и киноленты Серджио, причин не так уж и много, а точнее - одна - дистрибьюторы и, хоть и в мере терпимой, но все же сволочной, капризность продюсеров и киностудии. Начиная с малого, то Леоне рдел идей выпустить «Однажды в Америке» в качестве двухсерийного фильма, каждый по три часа. Материал был хорош, резать было не то, что прям жалко, а совершенно кощунственно по отношению ко всей истории. Однако продюсеры развернули режиссера с его идеей, настояв на одном фильме с адекватной - по их разумению - продолжительностью. Серджио, хоть и с болью на сердце, но подогнал фильм до четырех с половиной часов. Такой ход вновь не сыскал любви у людей предпринимательского склада ума и сердца, и лента была сокращена еще на 40 минут, что наконец стало удовлетворительным для студии. Так кино и отправилось покорять кинозалы и фестивали, европейских зрителей и критиков. Честности ради, то и в Европе многих тяготил хронометраж кинофильма и неприкрытая жестокость в быте и сущности гангстеров, лента не сразу была отправлена на Олимп зрительских симпатий, но была всячески теплее встречена на европейском континенте, нежели на территории штатов.
229-минутную (европейскую) версию фильма американские кинопрокатчики изрешетили своим дилетантским умом и личным маркетинговым страхом перед увесистым хронометражем, безобразно нашинковав и склеив ленту Серджио Леоне в хронологическом порядке, попутно сокращая ее до каких-то комедийных масштабов. «Однажды в Америке» обеднел на полтора часа сцен (90 минут) и полностью утратил свой шарм, скрывавшийся в своеобразном, но утонченном стиле Леоне: весь фильм был переделан в угоду упорядочивания сцен в ключе их сюжетного и временного хода. То есть, американский зритель наблюдал целых полчаса за беспорядочным и монотонным хождением Де Ниро по улочкам Нью-Йорка по его туда возвращению!
Были удалены и те сцены, что философски подводили ко всем коренным и главенствующим моментам «Однажды в Америке», лишая и обесценивая тем самым фильм хоть каким-то сторонним намеком на первостепенный и исконный драматизм; прокатчики полностью увели зрителя от чувственного накала во взаимоотношениях главных героев друг с другом и с их личными проблемами и экзистенциальными хлопотами: тягостной дружбы, обусловленным обстоятельствами предательством, безграничной и противоречивой любви. Из мастерски сделанной и выверенной Серджио Леоне киноленты под названием «Однажды в Америке», американские дистрибьюторы умудрились слепить сегодняшний «Джонни Д»! Режиссер был подбит случившимся настолько, что зарекся забыть и более не приближаться к своему обожаемому ремеслу - кинопроизводству, а если позволите — кинематографу в целом.
Как сам Леоне сдержанно, но лирически высказался о безалаберном и халатном, тупо коммерческом поступке американских кинопрокатчиков:
«Трагедия фильма в том, что его уничтожат в той стране, для которой он в первую очередь предназначался».
Серджио Леоне.
Немаловажным фактором в этой истории является и то, что из фильма подчистую был искоренен саундтрек Эннио Морриконе! Тем самым, «Однажды в Америке» лишился очередного своего плюса — поэтичной магии звучания саундтрека в контексте происходящего. Привожу его - «score» Морриконе для фильма - ниже:
Но невзирая на все, «Однажды в Америке» — в истории!
Такие дельцы и мастера в киноискусстве как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино не раз расходились в любовных балладах и благодарных дифирамбах к Серджио Леоне и к европейской версии его последней киноленты.
Скорсезе учился и любил Серджио, Квентин — вырос из них обоих, выносил свой талант благодаря их картинам.
Сняв «долларовую трилогию», в довершению к этому, ты вынужден ее как-то... подытожить. И вот «Однажды в Америке» стало тем самым, где - в целях укрепить уже снятое ранее - Леоне мог зайти так далеко, насколько это только возможно.
Квентин Тарантино о закате карьеры Серджио Леоне.
Остались неравнодушными к ситуации и актеры, выразившие сожаление поддерживающим словом, а также с восхищением вспоминавшие и стиль, и метод работы Серджио над фильмом. Как пример:
Он [Серджио Леоне] точно видел каждый кадр, как он должен выглядеть в фильме, но еще до того, как он будет снят. Он знал о каждом аспекте, сцене, как она будет сыграна. [...] Он был актером! Серджио — был актером! Он [лично] обыграл каждый момент в фильме. От начала и до конца - три часа с половиной - он смог сыграть и показать [актерам] каждый момент, эпизод, каким он должен быть! Это просто невероятно.
Скотт Тайлер, сыгравший в «Однажды в Америке» юного Лапшу, о подходе Серджио Леоне к созданию фильма.
Роберт Де Ниро (Лапша) и Элизабет Макговерн (Дебора), со скорбью упомянувшие об инциденте и самом Серджио, представили отреставрированную и удлиненную версию фильма - 259 минут - на Каннском кинофестивале в 2012 году. Подготовлена версия была в итальянской студии при участии детей Серджио Леоне и самого Мартина Скорсезе.
По изначальной задумке, полная версия должна была быть длительностью в 269 минут, но юридический спор по правам - кому же незадействованные сцены принадлежат - не позволил включить некоторые фрагменты в «каннскую вариацию» фильма. Но Скорсезе пообещал, что поможет детям Леоне приобрести прав на оставшиеся 18 минут вырезанного контента с целью того, чтобы как можно ближе приблизиться к задумке режиссера, выпустить на суд и волю зрителя полную 269-минутную версию «Однажды в Америке».
В одном из интервью Серджио раз обмолвился, что мог отозвать свое имя из титров американской версии фильма, но дистрибьюторы пригрозили ему судебными разбирательствами и ненужными - обеим сторонам - материальными издержками. Далее - в интервью - Леоне обратился к публике с одной важной, но малопонятной большинству истиной, к публике, которой он и отдал столько лет своей жизни, - к зрителям:
Для меня, поймите, фильм длинный только тогда, когда он скучный. Трехчасовой фильм может показаться часовым, а кино в полтора часа - пятичасовым. Правда же кроется... где-то посередине.
Серджио Леоне.
Нынче «Однажды в Америке» признанный на историческом уровне драматический шедевр и обязательная к просмотру классика, показательная кинолента в гангстерской тематике и мощный ответ брату по мафиозной стилистике — «Крестному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы. Кинолента Серджио Леоне занимает 72-ю ступеньку в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb» и 124-е место в топе «250 лучших фильмов по версии КиноПоиска».
Имеет оценку в 8.2 (130 тысяч проголосовавших) на российском ресурсе «КиноПоиск» и оценку в 8.4 (320 тысяч проголосовавших) на американском ресурсе «IMDb».
Подпишитесь на канал, в целях узнать 11 малоизвестных, но занимательных фактов об «Однажды в Америке» в будущей статье. Отбейте сердечко/лайк и оставьте пару закорючек в комментариях о том, как вы относитесь к Серджио Леоне и его творчеству.
Доброго вам дня и спасибо за прочтение! До скорого!