Найти тему
Музей истории религии

Лютер играет на лютне. Музыка в протестантизме. По правую руку богословия. Часть I

Кажется, что вся история церковной Реформации сопровождается музыкой. В напряженный для Католической Церкви XV век, когда духовные ориентиры верующих пошатнулись, и люди, отчаявшись найти спасение в догматике и ритуалах, ожидали скорого конца света и Страшного Суда, немецким живописцем Бернтом Нотке (ок. 1435-ок. 1503 гг.) была создана занимательная поэтико-музыкальная композиция, сюжет которой отразил духовный кризис Европы. «Пляска смерти», украшавшая стены церкви святой Марии в Любеке, вскоре стала одним из наиболее популярных сюжетов в искусстве. Танцуя, смерть приходит к человеку: и Папа Римский, и ребенок может столкнуться с ней. Смерть, беседуя с каждым из своих избранников, обличает его в совершенных грехах и, танцуя, уводит за собой. Данный сюжет стал ярким культурным предвестником Реформации.

ПЛЯСКА СМЕРТИ. Любек . 1783 г. Издатель Л. Зуль по картине Бернта Нотке. Бумага, картон. Копия из коллекции Государственного музея истории религии
ПЛЯСКА СМЕРТИ. Любек . 1783 г. Издатель Л. Зуль по картине Бернта Нотке. Бумага, картон. Копия из коллекции Государственного музея истории религии

В 1517 году августинский монах Мартин Лютер опубликовал на дверях Виттенбергской церкви знаменитые 95 тезисов, навсегда изменивших судьбу Католической Церкви. Многое не устраивало Лютера в церковной политике, но в одном проповедник был полностью солидарен с духовенством: музыка является одним из способов постижения человеком божественного на земле. В одном из трактатов Лютер назвал музыку правой рукой богословия. Реформатор прекрасно играл на лютне и флейте, а в школьные годы нередко подрабатывал, распевая на улицах песни с товарищами. Символично, что первое богослужение Лютера состоялось в пятое по счету воскресенье после Пасхи, которое в римско-католическом и лютеранском календарях называется «Воскресеньем с песнями», поскольку часто в это день проходят проповеди о гимнах и литургической музыки.

Мартин Лютер в кругу семьи. Густав Спангенберг. Германия. 1865 г.
Мартин Лютер в кругу семьи. Густав Спангенберг. Германия. 1865 г.

Отец Реформации принимал активное участие в написании богослужебных стихов, беря за основу церковные прототипы на латинском языке, а иногда обращаясь и к светским сюжетам. Выбор мелодий для молитв также лежал на Лютере и варьировался от прославленных римско-католических гимнов до музыкальных произведений неизвестных авторов, широко популярных в народе. Основной акцент Лютер делал на том, чтобы обратить внимание верующих не на ожидающие их в аду и чистилище мучения, а на личность Христа, божественную милость и любовь, дарующие верующим успокоение и надежду.

Проповедь в церкви в Делфте. Х.К. ван дер Влит. XVII в.Холст, масло. Из коллекции Государственного музея истории религии
Проповедь в церкви в Делфте. Х.К. ван дер Влит. XVII в.Холст, масло. Из коллекции Государственного музея истории религии

Первым молитвенным сборником, составленным Мартином Лютером стал «Виттенбергский песенник» 1524 года. Хоралы, отобранные реформатором для богослужений, вскоре стали популярны в Нюрнберге и Эрфурте. При составлении гимнов Лютер учитывал множество аспектов: «пристойность» текстов, вероучительный и ободряющий характер стихов. В знакомых большинству верующих мелодиях и привлекательных с психологической точки зрения словах возносимых молитв Мартин Лютер видел средство воспитания молодежи, ведь наслаждаясь восхвалениями Господа, молодые девушки и юноши забудут о грубых мирских песнях. Основными пунктами были легкие переходы для исполнения гимнов всеми верующими, а так же возможность исполнения хвалы Богу как на латинском, так и на немецком языках. Пышная, тяжелая для умственного и эмоционального восприятия латинская месса уступила место легкому и понятному общинному пению, со временем получившему имя «лютеранского хорала».

Прославления сопровождались аккомпанементом органа и других музыкальных инструментов, что оказало влияние на развитие лютеранской традиции исполнения богослужебных гимнов.

Орган из кирхи святого Петра в Санкт-Петербурге. Литография из коллекции Государственного музея истории религии
Орган из кирхи святого Петра в Санкт-Петербурге. Литография из коллекции Государственного музея истории религии