В истории становления ювелирного искусства нашей страны довольно много "белых пятен". Войны и революции сделали своё разрушительное дело, в музеях хранятся единичные экземпляры ювелирной продукции, произведённых в годы после событий 1917 года, в архивах также мало что сохранилось.
В начале 20-го века в Санкт-Петербурге, как и в общем по России, ювелирное дело было хорошо развито. Работали такие известные и уважаемые фирмы как: Фаберже, Овчинникова, Грачева, Хлебникова, Сазикова, Брицына. Функционировали ювелирные школы, выпускался журнал "Русский ювелир". Первая мировая война приостановила рост ювелирной отрасли, но самый тяжелый удар нанесла революция.
Магазины подверглись грабежу и разорению, работать в таких условиях было невозможно, поэтому многие ювелиры покинули страну, прежде всего уехали иностранные мастера. Многие из них так и не смогли оправиться после перенесённых потрясений, например Карл Фаберже ушёл в мир иной уже в 1920 году, хоть и уехал из России.
Декреты, выпущенные советской властью о монополизации работы с драгоценными металлами и камнями также пагубно сказались на ювелирной отрасли. В начале 1918 года были закрыты все ювелирные фирмы Санкт-Петербурга, кроме гранитного завода К. Верфеля и Петергофской гранильной фабрики. Разрешалось заниматься кустарным промыслом и народными ремёслами.
В период НЭП было замечено некоторое оживление в ювелирной отрасли, начали открываться частные мастерские, известные широкой публике ещё с дореволюционных времён. Мастерские Брицына, Абовича, Бейлина, Гласса, Кадыкова, Мейселя, Соркина, выполняли заказы "нэпманов" и делали это на высоком профессиональном уровне. Время НЭПа длилось недолго и вскоре ювелиров, работавших в одиночку, практически не осталось, их вытеснили созданные при поддержке советской власти артели.
Государство было заинтересовано в сохранении ювелирной отрасли в стране и в Петербурге в частности, поэтому оно пыталось её хоть как-то поддержать.
Например, на Петергофской гранильной фабрике, сохранились запасы поделочного и полудрагоценного камня, мастера изготавливали из них резные художественные изделия, которые вместе с агитационным фарфором шли на экспорт.
При фабрике планировали открыть музей, исследовательский институт, художественную студию. В итоге удалось открыть лишь школу подготовки для камнерезов, где будущие мастера постигали основы художественной лепки и знакомились со свойствами природных камней.
Созданное в Санкт-Петербурге в 1912 году «Общество для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла «Русские самоцветы» в 1922 году преобразовалось в Государственный трест «Русские самоцветы», который стал на тот момент самой крупной организацией подобного плана не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране.
Тресту было разрешено добывать драгоценные камни и золото, на него возлагались большие надежды по возрождению ювелирной промышленности, но по определенным причинам трест не смог выполнить все поставленные перед ним цели.
Ювелирная отрасль долго оставалась слабой, было потеряно старое поколение мастеров, а новые не приходили на их место. Богатые слои населения и церковь исчезли, а ведь именно они и были основными заказчиками ювелирной продукции.
В 50-х годах начался подъем всей ювелирной отрасли и в Ленинграде в частности. Более подробно об этом периоде я расскажу в следующей публикации. Для иллюстрации были использованы фото золотых колец от Ленинградского ювелирного завода, созданные в разные годы правления Советской власти.
Если вы интересуетесь советскими и дореволюционными украшениями и хотите видеть больше фотографий, добро пожаловать в мой Телеграмм канал " Украшения эпохи СССР ". https://t.me/ukrashenijaUSSR
До новых встреч на моем канале!