***
Вжик-вжик-вжик! Упакуй готовенького. Новая глава знаменитого пужастика.
(Spiral: From the Book of Saw, 2021, США)
Как говорится, три раза "ха-ха"!
То есть если в финале восьмой "Пилы" (2017) у кого-то вдруг затеплилась надежда, что на этом членовредительстве всё закончится, дудки вам! 10-кратные кассовые сборы "восьмерки" растерзали вашу надежду в ошмётки не хуже злодея-Конструктора с его зверь-гаджетами. Который, мягко говоря, даже отойдя от дел, всё равно продолжает кормить своих создателей, вернувших в режиссерское кресло творца 2-3-4-й "Пилы" Даррена Линна Боусмана. А также не побоявшихся отстегнуть ему рекордный по меркам франшизы бюджет в 40 млн. $.
Сам я и близко не пилофанат и даже не любитель, смотрел далеко не все части и за эволюцией её глобального сюжета не слежу. А "Спираль" решил глянуть только из-за двух актёров, кто доселе ассоциировался у меня с немногими правильными чернокожими мужиками Голливуда - Сэмюэлом Л. Джексоном и Крисом Роком. Которые лишены толерантной жеманности и могут высмеивать кого угодно, включая своих чёрных братьев без чувства юмора; в большом кино первый мощнее всего делал это у Тарантино, а второй у Кевина Смита.
Впрочем, на сей раз картина у вернувшегося в "пилораму" Боусмана вышла... как бы это помягче выразиться... спорненькая.
Начать с того, что ни Джексон, ни Рок в ней ни жгут, ни отжигают, ни искрят, ни даже не дают прикурить. А единственный диалог между ними, когда они достают "волыны" и, кажется, что вот сейчас оторвутся друг на друге по полной, быстро сдувается в ниочёмность.
Вдобавок Джексона в "Спирали" до обидного мало - максимум три небольшие сцены. А Рок в роли серьезного копа - и вовсе издевательство над зрителями, обожающими его коронную роль несерьёзного копа из "Смертельного оружия 4".
Ну и в чём тогда был смысл загонять в один фильм сразу двух великих зубоскалов, даром что это "Пила 9" и в ней всем не до хиханек?
Сюжет тоже ничем экстраординарным от предшественников не отличается. Просто теперь в нём некий последователь Конструктора, с таким же дипломом слесарно-инструментального ПТУ, убивает копов из одного полицейского участка. Тоже не за красивые глаза, а за всяческие грехи прошлого. И так же, как в предыдущих частях, генеральная интрига построена по схеме "10 негритят" Агаты Кристи - загадка, которую вы расщёлкаете влёт, поскольку все намеки на это разложены буквально на виду.
Единственное, что в "Спирали" всё ещё будоражит и адреналинит - больная инженерно-изуверская фантазия главного гада. Да и то, речь обо мне, знакомом от силы с половиной картин франшизы. А если вы смотрели их все, даже не удивлюсь, что и здесь вы рискуете узреть сплошные вторичности и самоплагиат - вовсе не исключено.
***
В общем, по-прежнему гипержестокая, но сюжетно банальная история с неинтересными героями. И, что ещё хуже - с бледным плоским злодеем, коему в плане харизмы до легендарного Конструктора (Тобин Белл) - как бицепсам Анджелины Джоли до бицепсов Скалы.
Ну и Сэмюэл Л. Джексон с Крисом Роком - на кой хрен они тут нужны, знают лишь они сами, но не их поклонники и другие зрители, продинамившие "Спираль" в мировом прокате.
Однако, чую, даже этот красноречивое фиаско не спасёт нас от юбилейной "Пилы-10", разве что над нами сжалятся и дадут по традиции передышку года в три-четыре.