Найти тему
Психолог из детсада

Можно ли за пару дней привыкнуть к детскому саду. Практикующий психолог об адаптации дошкольников

Возвращаюсь из детского сада домой. Недалеко от меня молодая красивая брюнетка ведёт за руку сынишку: шустрого крепыша трёх лет. При этом разговаривает по телефону со своей мамой. Ну, или возможно, со свекровью:

– Мам, представляешь, Матвей за один день к садику привык. Да-а-а, вообще не плакал. Да, говорю ж тебе! Уходить не хотел. Еле от детей оторвала.

Похоже, ее собеседница сомневается, что ребенок мог так быстро привыкнуть к садику, и молодая мама приводит ещё аргумент:

– Я его спрашиваю: «Пойдем завтра в садик?», он говорит «Да, конечно пойдем». Да же, Матвей?

Улыбчивый Матвей доверчиво смотрит в мамины глаза и охотно ей кивает: «Да, мол, мам, конечно пойдем. Детский садик – это что-то суперское»!

Увы, по опыту знаю, что эйфория Матвея и его мамы, скоро сменится острым утренним плачем ребенка и маминой рассеянностью:

– Ты же раньше не плакал? Что случилось? Может тебя в садике обижают? Может к тебе плохо относятся? Зачем я тебя сюда отдала.

Мамина тревога в этот момент безмерна. Хотя ей в пору радоваться. Да-да, именно радоваться. Потому что у ее сына в действительности лёгкая степень адаптации. Ещё бывает средняя и тяжёлая.

Просто привыкнуть за пару дней к детскому саду – невозможно. Ребенок, который в первый день садик принял на ура, все равно потом будет плакать. И даже истерить. Обычно по утрам, расставаясь с мамой, и перед обедом, когда детей с прогулки заводят в группу.

И не потому, что ему в садике плохо, а потому, что поймет, что детский сад – это надолго. Это не разовый поход в интересное место, а ежедневное расставание с мамой, вливание в чужеродную среду.

Тогда причем тут лёгкая степень адаптации, спросите вы. И как вы, уважаемый психолог, с первого взгляда смогли её присвоить Матвею.

Поверьте, профессиональное чутьё уже не обманывает. Такие улыбчивые, общительные крепыши действительно быстрее всех привыкают к детскому саду. Все благодаря сильному типу нервной системы и хорошему здоровью. Это у них от природы.

Да, реакции у таких детей сильные: расставаясь с мамой, орут они громко, на весь детский сад, как «резанные». Но мама за порог и воспитателю ничего не стоит быстро втянуть Матвея в диалог, увлечь игрушкой.

И вот он уже, вытерев слезы кулачком, увлеченно возится на ковре, охотно включается в игры других детей.

Ему все интересно, он активен.Вовлекают детей в пение, он – поет, в спортивную игру – радостно кидает мяч, показывают на прогулке птичку на ветке – задаст про нее воспитателю массу вопросов.

А ещё он с аппетитом ест, и в числе первых «вырубается» в тихий час. Сон у него спокойный и крепкий.

И только иногда спрашивает: «А моя мама придет?». Получив утвердительный ответ, сразу же успокаивается.

Специально для адаптации организовываются релаксационные игры. С водой например
Специально для адаптации организовываются релаксационные игры. С водой например

Если Матвея будут водить регулярно, то через месяц-полтора его адаптация завершится. Острый период будет пройден и мальчик, как и в первые дни, будет охотно идти в детский сад.

Гораздо труднее к детсаду привыкают дети чувствительные, закрытые от природы, меланхоличные. Их тихий плачь – тревожный симптом. Такие с трудом отрываются от внутренних переживаний своей «тяжкой доли» и не столько адаптируются к детскому саду, сколько смиряются с ним.

Даже среди трёхлетних детей-меланхоликов есть такие ответственные умняшечки, что плакать при расставании с мамой они почти не будут. Дабы ее, родную, не расстраивать. Но потом весь день у них глаза полные слез, голосок дрожит. Они ищут не интересные игры, а укромные уголки, где можно переживать свое горе снова и снова.

Вытащить их из собственных переживаний бывает не просто. Как это сделать воспитателю – в следующей публикации.

Спасибо, что читаете. Ваш психолог из детсада.