Найти в Дзене
Живопись

Художник Иван Андреевич Пелевин: красота — не любовь

Картины Ивана Андреевича Пелевина — словно красавицы, которых никто не любил. Да, ими любовались, а порою и восхищались. Некоторые из этих полотен даже обзаводились свитой поклонников, искренне считающих эти произведения вершинами живописного мастерства. Вот только на этом успех большинства полотен художника Пелевина и заканчивался.
«Первенец»
«Первенец»
«Вдова»
«Вдова»

Вы задумывались, дорогой читатель, что такое красота? В общем случае люди понимают её как набор свойств объекта/явления, вызывающий эстетическое удовольствие. Проще говоря, красота есть то, на что приятно смотреть. Так вот: картины Пелевина действительно приятны глазу и уму. Это композиционно безупречные, сюжетно наполненные, тонально и ритмически выверенные работы, сотканные из мириадов искусных до неуловимости мазков. В них уживались тонкий профессионализм и глубокое понимание темы. У них имелось всё необходимое, чтобы снискать признание публики и критиков. Собственно, эти красивые картины с удовольствием выставляли, хвалили, награждали и покупали.

«Боярин»
«Боярин»

Этого было бы достаточно для успеха любого иного художника. Но оказалось недостаточно для русского мастера конца XIX века. И потому сегодня мало кто вспоминает о замечательной живописи Ивана Андреевича Пелевина.

«Кормление ребенка»
«Кормление ребенка»
«Беседа»
«Беседа»

Там, где коллеги-передвижники умели (образно выражаясь) рвануть на груди рубаху сюжетной искренности, кольнуть душу зрителя жанровым трагизмом, заставить вслушиваясь в могучую и грозную поступь эпохи великих перемен, нарратив Пелевина был невесом как сон в летнюю ночь. Его чудесные жанровые работы постоянно «отрывались от земли» и уплывали в туманные дали авторского воображения, совершенно «не чуя под ногами» реальных контекстов. Играли с эстетическим восприятием, не задевая глубинных струн души зрителя. Нравились, но не влюбляли.

«Иоанн Васильевич Грозный»
«Иоанн Васильевич Грозный»

К примеру, те его картины, что пытались «нахмуриться» ликом грозного царя Иоанна, больше похожи на иллюстрации к народным сказкам о Кощее Бессмертном. А те, что обращались к тяготам жизни простого народа, всё равно смотрелись «пришельцами» из иного мира. Смотрим на них и пытаемся понять: зачем переодетые в маскарадные костюмы русских крестьян розовощёкие барочные ангелочки пытаются изображать крестьянских детей?

«Дети в санях»
«Дети в санях»

Полотна Ивана Андреевича — пришельцы из параллельной реальности, где народничество так и не пришло на смену не то что романтизму, но даже академизму. Жизнерадостная аура, созданная обилием ясного света и яркого цвета, сводит на нет глубину повествования художника. Превращает любой сюжет в театрализованную постановку.

«Глухой дедушка»
«Глухой дедушка»

В этом — трагедия творчества Ивана Андреевича. Конечно, если можно говорить о трагедии применительно к карьере художника, написавшего более сотни картин, не раз награждённого, отмеченного публикой и обласканного критикой. Вот только чьими глазами все мы сегодня смотрим на сюжеты минувшего века? Чьих персонажей любим всем сердцем? И раз за разом впускаем в душу, даже если сюжеты посвящённых им жанровых полотен способны ранить. Но разве истинная любовь бывает без боли, не важно — горькой или сладкой?

«Ненаглядный»
«Ненаглядный»

Что же, вот и всё на сегодня. Закрываем любимый альбом, пора подводить итог.

«Крестьянские дети, переходящие ручей»
«Крестьянские дети, переходящие ручей»

Красота, очарование, эстетика и приятное оптимистичное послевкусие, которое испытываем от очередного свидания с искусством передвижников — это в немалой части заслуга работ Ивана Андреевича Пелевина. Ну а любовь — это Крамской, Репин, Маковский.

🎯 Автор: Лёля Городная.

Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи!