Найти тему

Омаха Бич. День "Д" - Добровольцы из России?!

У них был восточный вид. Позже мы узнали, что они из 352-й немецкой пехотной дивизии, набранные откуда-то из России...

Туманная дымка 6 июня 1944 года на пляже "Омаха" в Enlisted
Туманная дымка 6 июня 1944 года на пляже "Омаха" в Enlisted

6 июня - день высадки в Нормандии или "самый длинный день", как его называли очевидцы. Таковым он казался из-за огромного количества событий, произошедших в течение суток. Обратимся к воспоминаниям одного из участников высадки.

Огонь станковых пулеметов с берега практически выкосил первую волну
Огонь станковых пулеметов с берега практически выкосил первую волну

"Находились в атаке, а я отправился на поиски второго батальона. 26-я пехотная, командный пункт. Там я увидел восемь или десять раненых вражеских пленных, ожидающих оказания помощи в медпункте батальона. У них был восточный вид. Позже мы узнали, что они из 352-й немецкой пехотной дивизии, набранные откуда-то из России. - вспоминает Майор Дональд Э. Риветт, Армия США.

Дональд Э. Риввет в 1943 году и в кругу семьи.
Дональд Э. Риввет в 1943 году и в кругу семьи.

Что ж, в состав 352-го полка входили опытные солдаты, набранные из изношенных или расформированных дивизий, служивших на Восточном фронте, немецкие 17-летние призывники и значительное число добровольцев "Ост".

Кем были эти "добровольцы"? Некоторые члены отрядов Остлегионен были мобилизованы или вынуждены служить; другие вызвались добровольцами. Многие были бывшими советскими военнослужащими, набранными из лагерей для военнопленных. Осттруппы часто размещались вдали от линии фронта и использовались для береговой обороны или действий в тылу, таких как операции по обеспечению безопасности, тем самым высвобождая регулярные немецкие силы для службы на передовой. Кто знал, что именно им придется стать сеятелями смерти на берегах Нормандии...

За пулеметами Омаха бич были в том числе добровольцы из СССР.
За пулеметами Омаха бич были в том числе добровольцы из СССР.

Но вернемся к началу дня в воспоминаниях майора Дональда. На рассвете Ла-Манш был очень неспокойным, небо было пасмурным. Было раннее утро 6 июня 1944 года, и я был на «LST» (десантный корабль, танк) у южного побережья Англии, направляясь на восток и юг к пляжам Нормандии.

Майор был старшим офицером противотанковой роты 26-го пехотного полка, входившего в состав Первой пехотной дивизии («Большой красный»). Мой 26-й полк должен был высадиться только во второй половине дня. Поздним утром, около 11:00, мы увидели над головой полет бомбардировщиков B-24, возвращавшихся в Англию. Вдруг в небе появился немецкий истребитель и сбил один из наших самолетов. Тут же оторвался один из наших B-24, пошел за немецким самолетом и сбил его. Казалось, что каждый солдат и матрос в колонне встают и радуются, как на футбольном стадионе.

Вид из кокпита самолета в Enlisted.
Вид из кокпита самолета в Enlisted.

Около 12.00 штаб 1-й дивизии подтвердил, что наши войска находятся на берегу, но еще не вышли из берега. Наш график посадки постоянно откладывался. Первоначально это было около 13:00. Сейчас было 1400 часов, а потом 1600 часов.

Когда наш корабль начал приближаться к берегу, мы увидели колонну танков и другой техники, выстроившуюся на берегу, но не двигавшуюся. Также можно было различить прерывистые очереди артиллерийских снарядов, падающих на колонну. Поздно вечером мы получили известие, что дивизия наконец прорвала оборону пляжа и что часть 26-го пехотного полка высадилась. Наша рота должна была дождаться высадки на следующее утро.

Высадка сопровождалась взаимодействием всех родов войск - самолетов, корабельной артиллерии, танковых подразделений
Высадка сопровождалась взаимодействием всех родов войск - самолетов, корабельной артиллерии, танковых подразделений

Обеспокоенность по поводу вражеских самолетов, атакующих конвой, уменьшилась, поскольку мы видели непрерывное прикрытие самолетов союзников, постоянно пролетающих над нами. Однако в ночное время все было немного иначе. Всем кораблям не зря было приказано полностью прекратить огневую поддержку. Всю ночь противник совершал бомбардировки конвоя, сбрасывая бомбы без разбора, но без видимого эффекта.

Нацистские самолеты были легко узнаваемы, так как их двигатели имели другой звук. Фактически, один самолет, получивший название «Ночная проверка Чарли» (“Night Check Charlie”), очень напоминал подвесной мотор. Мы слышали этот самолет в течение недели, когда двигались вглубь страны.

Сектор Easy Red на плане высадки
Сектор Easy Red на плане высадки

Наш LST (легкий десантный корабль) причалил на рассвете, прямо напротив Easy Red Sector на пляже Омаха. По всему пляжу мы видели танки и другую технику, застрявшую в песке или уничтоженную вражескими минами или артиллерийским огнем. Другой мусор, в том числе ежи, колючая проволока, разбитые десантные корабли и всевозможное оборудование, были разбросаны по пляжу. Отделы регистрации могил были заняты всю ночь, и тела были сложены аккуратными рядами, как дрова. Похоже, мы потеряли половину штурмовой волны.

Колоризированное фото с пляжа Омаха (by Marina Amaral). Санитары готовят погибших к транспортировке.
Колоризированное фото с пляжа Омаха (by Marina Amaral). Санитары готовят погибших к транспортировке.

После наших дневных атак мы совершили серию ночных атак, достигнув Комона, в пятнадцати милях от пляжа, за пять дней. Там мы пробыли на точке почти месяц, пока ждали, пока нас не догонят Вторая американская пехотная дивизия справа от нас и англичане слева от нас.

Когда я вернулся домой капитаном в Анн-Арбор, штат Мичиган, в мае 1945 года, чтобы увидеть свою умирающую мать, я обменялся историями со своим старым другом детства, первым лейтенантом Робертом Лави, который летал на B-24 в Европе.

B-24 на переднем плане
B-24 на переднем плане

Он сказал мне, что его тоже повысили бы до капитана, если бы он не нарушил строй, чтобы сбить нацистский самолет, который только что сбил его приятеля над пляжами Нормандии в день «Д»! Фактически, он сказал, что ему повезло, что в тот день его не привлекли к суду за нарушение построения!

Дональд Эктор Риветт родился в Дирборне, штат Мичиган, в мае 1918 года. В 1941 году он был назначен вторым лейтенантом пехоты из отдела подготовки офицеров запаса (ROTC) Мичиганского университета и был одним из первых солдат, прошедших подготовку в недавно созданное американское воздушно-десантное подразделение, которое в итоге стало 502-м парашютным полком 101-й воздушно-десантной дивизии.

Дональд сломал ногу во время прыжка в Форт-Беннинг, штат Джорджия, но позже был направлен в Первую пехотную дивизию, где служил на протяжении Второй мировой войны в Северной Африке, Сицилии, Нормандии, Франции, Бельгии и Германии.

-10

В Бельгии он попал в засаду, и нацистские десантники приказали ему сдаться в тылу дружественных войск. Он отказался и открыл огонь из автомата по своему джипу, убив восемнадцать солдат противника и получив тяжелые ранения в обе ноги. Он получил Серебряную звезду за храбрость в этом инциденте. В битве при Арденнах он командовал противотанковой ротой 26-го пехотного полка в городе Дом Бутгенбах в Бельгии, помогая остановить немецкое наступление. Один из его солдат, капрал Генри Вамер, получил Почетную медаль Конгресса в этой битве. Майор Риветт ушел из армии в 1964 году после двадцати двух лет службы, последние четыре года он провел в должности доцента военных наук в Университете Джорджии. Он умер от сердечной недостаточности в Альфаретте, штат Джорджия, в феврале 1999 года, когда ему было 80 лет.

-11

До встречи на полях сражений, десантники!