Найти тему
Молодость в сапогах

Промышленность Европы 1940-1944 года - производственная база Гитлера.

Да, это именно так. И ничего с этим не поделать Никакие разговоры про пакт Молотова-Риббентропа данный факт не отменяют. Европа, "стонущая под пятой агрессора" в результате собственных же шашней с Гитлером ( см. Мюнхенский сговор - ссылку специально даю на "прогрессивную" Википедию - "Мюнхенское соглашение считается кульминацией британо-французской политики умиротворения"), исправно работала на Рейх - поставляя рабочих, добровольцев для Вермахта и СС, уголь, металл, отдельные узлы и детали для военной техники и саму эту технику. Мы об этом уже не раз писали на канале, в частности о "мягкой оккупации" Дании, сохранявшей до 43 года все атрибуты государственности - правительство, армию, флот, полицию. Экономика этой страны работала на Германию в кредит официально, погашение же ожидалось "после окончательной победы Рейха". Подробно об этом можно прочитать здесь.

В этой же статье мы просто приведем факты, причем пока ТОЛЬКО о выпуске самолетов. Речь пойдет именно о производстве новых машин, а не о ремонте трофейных.

Итак...

Среди оккупированных Германией стран, достаточно мощную военную промышленность имели Франция, Чехословакия (Чехия) и Голландия.

Далее мы перечислим основные типы самолетов, которые производились в этих странах для Третьего Рейха. Причем не только производились, но и ПРОЕКТИРОВАЛИСЬ, что вообще-то свидетельствует не о подневольном труде под угрозой расстрела, а о добровольном и активном сотрудничестве.

Аrado Ar 196 - один из самых удачных и известных гидросамолетов периода Второй мировой. Наиболее массовая модификация этой машины А3 строилась на заводах голландской фирмы "Фоккер" и на французских предприятиях SNCASO (SNCA - Société nationale des constructions aéronautiques- общее обозначение авиастроительных предприятий после национализации).

Ar 196 это БОЕВОЙ самолет - вооружение модификации A3 состояло из двух крыльевых 20-мм пушек и двух 7.92-мм пулеметов. Немцы активно применяли его и на Восточном фронте и для патрулирования побережья и для оснащения своих боевых кораблей.

-2

Какой процент этих гидросамолетов от общего объема выпуска в более чем 500 единиц приходится на французские и голландские предприятия, автор не в курсе, но это, однозначно, не единичные машины. Зато можем сообщить, что заводами SNCASO были построены еще 48 гидросамолетов Do 24 T1, после войны они же производились и для Франции.

Французские Дорнье летали до конца 70-х годов. Хорошо отладили выпуск, что тут скажешь.
Французские Дорнье летали до конца 70-х годов. Хорошо отладили выпуск, что тут скажешь.

Затем отметим транспортный Ju 52. "Рабочая лошадка" Люфтваффе производилась и во Франции, в том числе на заводе "Амиот". Феликс Амиот по официальным данным заработал на производстве Ю-52 1,2 млрд. франков, конечно же исключительно из гуманистических соображений, пытаясь предотвратить репрессии и сохранить рабочие места.

Зимой 1942 года советское командование фактически пожертвовало 24-м танковым корпусом, стремясь глубоким рейдом уничтожить транспортную авиацию на аэродромах, посредством которой снабжали окруженные войска 6-й Армии Вермахта.

После боя в станице Тацинской. Зима 1942 года. Из рейда вернулось 927 человек, но разгром немецкого аэродрома того стоил.
После боя в станице Тацинской. Зима 1942 года. Из рейда вернулось 927 человек, но разгром немецкого аэродрома того стоил.

Корпус Баданова заплатил за 46 уничтоженных транспортных самолетов 79 своими танками - не все они погибли в бою за Тацинскую, корпус был в боях не один день и прорывался к своим из окружения. Немцы потеряли еще много обученных экипажей, большое количество личного состава аэродромных частей и ПВО, несколько десятков самолетов требовало ремонта, но все же главное - 46 однозначно уничтоженных и не подлежащих восстановлению Ю-52. Это стоило того, чтобы осуществить подобный рейд! А теперь представьте на этом фоне 300 самолетов, выпущенных "из лучших побуждений" французами...

Греков М., Авакимян О. Диорама «Захват аэродрома станции Тацинская танкистами генерала Баданова»
Греков М., Авакимян О. Диорама «Захват аэродрома станции Тацинская танкистами генерала Баданова»
Amiot AAC.1 Toucan -Ju 52 французского выпуска.
Amiot AAC.1 Toucan -Ju 52 французского выпуска.

Выпуск Ju 52 был отлажен на французских предприятиях так хорошо, что после освобождения территории страны от немецкой оккупации его продолжили - бывшие "Тетушки Ю" выпускались для нужд авиации Франции под названием Amiot AAC.1 Toucan

Да, диверсии Сопротивления были. Но только они подчеркивают и некоторые другие моменты. В ночь с 16 на 17 июля 1944 года организованный бойцами французского Сопротивления взрыв на заводе "Латекоэр" (Groupe Latécoère) уничтожил части планера нового самолета Ju-488. Вот только откуда там он взялся? А вот откуда...После одобрения проекта нового 4-х моторного бомбардировщика в феврале 44 года было принято решение вести строительство опытных машин и дальнейшую отработку конструкции на указанном заводе. Машина должна была стать в строй к лету 45 года и позволить Германии наносить удары по удаленным целям, нанося урон промышленным районам СССР, в частности. Как Вы думаете, уважаемые читатели, могли ли немецкие стратеги доверить такую работу ненадежному предприятию, персонал которого работает под дулом пистолета?

Не отставала от Франции и порабощенная Чехия. Тут, на заводах фирмы Летов (Letov) строились самолеты, которые могли дать Соединенным Штатам ощутить все "прелести" тотальной войны - в частности, это Ju 290. Основной объем конструкторской документации по этому проекту разрабатывал коллектив конструкторов авиазавода Летов в Праге.

Ju-290A7. Самолет выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях в качестве разведчика и транспортного. Переделка его в стратегический бомбардировщик предусматривалась проектом.
Ju-290A7. Самолет выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях в качестве разведчика и транспортного. Переделка его в стратегический бомбардировщик предусматривалась проектом.

Некоторые модификации вполне тянули на "летающую крепость" -например Ю-290 А5 предназначался для взаимодействия с подводными лодками и имел очень мощное оборонительное вооружение - 4 20-мм пушки и три 7.92-мм пулемета. Оборудованная для запуска планирующих бомб модификация А7 имела еще более мощное вооружение. Один такой самолет перелетел самостоятельно в США в конце войны, что подтверждает теоретическую возможность атаковать цели на американском континенте. Модификация R должна была стать как раз таким "Америкабомбером", т.е. боевым самолетом, способным наносить удары по американским городам и возвращаться на базу. Она серийно не выпускалась.

Чехи же разрабатывали и еще более мощный проект - Ju-390, это уже 6-ти моторный самолет. Часто в литературе встречается упоминание пробного полета двух опытных Ju 390 в район Нью-Йорка с успешным возвращением назад летом 1943 года. Хотя этот вариант серийно не производился, чешские заводы свой вклад в оснащение Люфтваффе новой современной техникой однозначно внесли - как минимум 45 Ju-290 было поставлено в строй, они снабжали немцев под Сталинградом и в Тунисе, выполняли специальные задания и разведывательные полеты.

Чешские и французские конструкторы работали на Рейх, что называется не на страх, а на совесть, подкрепленную материальной заинтересованностью. Они разрабатывали документацию по ряду проектов, которые не были реализованы, но могли очень сильно попортить кровь нашим западным союзникам - это Fw 300 и Та 400, которые предназначались, главным образом, для действий в Атлантике и по удаленным стратегическим объектам.

Та 400, так и не вышедший из стадии проектирования. Не успели, но старались.
Та 400, так и не вышедший из стадии проектирования. Не успели, но старались.

Но наиболее известный самолет, выпускаемый на мощностях захваченных Германией в Европе, это, конечно, знаменитая "рама" - Fw 189.

-9

К его выпуску подключили и чехов (заводы "Прага" и ЧКД) и французов из SNCA SO.

Появление модификации Fw 189E (1942 год) с двумя двигателями Гном-Рон GR-14M4/5 (700 л.с. каждый) целиком заслуга французских союзников Третьего Рейха (назовем уже вещи своими именами), вообще "рама" на территории собственно Германии в 1942 уже не выпускалась, а клепали этих нелюбимых нашими солдатами корректировщиков и разведчиков во Франции аж до января 1944 года и в Чехословакии до самого конца войны.

И чехи и французы продолжали выпускать для Люфтваффе самолеты "своих" марок, их же передавали другим союзникам Германии, частично этот вопрос рассмотрен в статье "Авиация Словакии, Хорватии и Венгрии на Восточном фронте". Доработка бывших французских и чехословацких самолетов под немецкие стандарты (замена оборудования, вооружения, покраска и пр.) давали Люфтваффе несколько сотен единиц авиатехники для оснащения учебных подразделений, а также возможность снабжать союзников, ведущих борьбу с партизанами в Югославии и Греции. Вооружались такой техникой и боевые части на Восточном фронте - также для борьбы с партизанами, для нанесения ночных ударов, для противодействия советским ночным бомбардировщиками и т.п.

Список в статье не полный. Полный превысит приемлемый для Дзена формат статьи. Мы лишь привели характерные примеры.

В этой статье также не рассматривались вопросы выпуска танков, стрелкового вооружения и боеприпасов, ремонта поврежденной техники и модернизацию трофейных образцов под нужды Вермахта. Можно сказать, рассмотрели лишь малую часть длинного списка вариантов участия европейских стран в войне на стороне Гитлера. По факту, а не по послевоенным красивым историям. Но масштаб явления оценить можно и по этим данным.