В статье использованы материалы книг «История российских войск: регулярная пехота 1698-1801» О. Леонова и В. Ульянова, «Потешные и начало Преображенского полка» П. О. Бобровского, лекции писателя Алексея Толстого и мемуары Бориса Куракина
Семеновский и Преображенский полки — самые старые регулярные формирования российских войск, которые совсем недавно были возрождены в новом облике. Их история — это история подвига русского оружия, побед и поражений, история преобразований и инноваций. Очень трудно представить, что на начальном этапе своего становления эти полки состояли из детей и подростков, включавших и знать, и обычных крестьян. Большинство сподвижников Петра I начинали с ним свой путь с потешных полков, которые и стали основой для будущих гвардейских полков.
Их появление не могло состояться без любви тогда ещё юного десятилетнего Петра к армии, которую вовремя заметил отец Алексей Михайлович и поручил выдать сыну специальное снаряжение для военных игр. Начиная с 1683 года, в играх участвовали только дети из дворцовой прислуги, но масштаб игр и количество вовлеченных людей быстро росли.
Уже с 1687 года, все участники не могли поместиться в селе Преображенском, и были размещены в окрестных селах. С 90-х годов того же века они были разделены на Семеновский и Преображенские полки.
Сами по себе военные игры изначально носили вполне безопасный характер: ружья стреляли холостыми, штыки не использовались, артиллерия заряжалась тыквами (дюжина настоящих пушек были переданы из пушкарского приказа). Сам Петр был назначен полковником, и все участвующие в игрищах обращались к нему согласно званию. Офицерский состав состоял из дворян, через эту «школу» прошли Апраксин, Репнин, Меньшиков и Голицын — все те, кто в будущем возглавят новое русское воинство.
В 1685 ситуация стала меняться, тогда помимо сёл и солдат у Петра на Яузе появилась настоящая мини-крепость, которую тот сам прозвал «Стольный град Пресбург». Крепость была снаряжена артиллерией, и тут поочередно стороны менялись ролями: одни нападают, другие обороняют. Конечно, само лазание по стенам и возросший масштаб стали приводить к жертвам. Писатель Алексей Толстой приводит пример, когда разгоряченные юнцы напали на проезжающих торговцев и крестьян, учились стрелять из пушек по крестьянскому скоту, а иногда и по самим селам. Помимо смертей юных солдат в маневрах (описывается 24 подобных случая), погибали и обычные мирные жители окрестных сел. Один из сподвижников Петра П. Гордон был дважды ранен на маневрах 1690 года.
Помимо пехоты в полках быстро появилась артиллерия (благодаря Федору Зоммеру, который направлял своих пушкарей к Петру) и конница, была даже своя небольшая флотилия. О. Леонов пишет, что потешные полки в равной степени были и конницей, и пехотой одновременно, то есть представляла из себя универсальную боевую единицу. Лошади использовались не только для того, чтобы достичь определенной точки, но и в бою. Свои маневры потешные полки проводили не только вокруг сел — юные воины выбирались в разные ландшафты и отдаленные места, примером тому может служить Кожуховский поход 1694 года.
Часто потешным полкам «противостояли» стрельцы или ополчение, которое был тогда основой русской армии. Так выявлялись многие недостатки или наоборот успешные новшества. Для полков была разработана отдельная система организации и обучения при содействии иностранцев.
Когда сестра Петра I Софья Алексеевна попыталась взять власть в руки с помощью стрельцов, потешные полки встали на защиту юного царевича. В полках Петра впервые появились гренадеры как отдельный вид войск, в будущем став внутренней элитой.
Первое боевое крещение произошло в Азовском походе, который с одной стороны показал высокую замотивированность и боевой дух новых полков, с другой выявил и недостатки организации, главным образом — устаревшую систему обозов, которые ранее использовались одновременно и как временный лагерь, и как укрепления. В кратчайшие сроки был изучен иностранный военный опыт, и уже к 1700 году были созданы новые уставные документы. Стрелецкий бунт 1698 года окончательно показал, что в армии нужно повсеместно внедрять новые порядки.
Свое мужество новым полкам в полной мере удалось проявить в Северной войне, когда они столкнулись с самой сильной (и единственной полностью регулярной) шведской армией.
Дети выросли, и вскоре игры превратились в реальную войну, игрушечные ружья в настоящие, а знамена Семеновского и Преображенского полков гордо возглавили русскую армию.
Уважаемая читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Штыковая атака в современных конфликтах
Политические последствия Чернобыльской катастрофы
Что приносило доход России до появления нефти?