Прасковья Илларионовна (а именно так изначально звали Лопухину) родилась в семье стряпчего в 1669 году. В дальнейшем в документах указывается, что девушка была дочерью боярина, что связано с повышением Иллариона Лопухина по службе после женитьбы Петра.
Наталья Нарышкина лично выбирала невест для Петра. Венчание Петра и Лопухиной произошло в 1689 году. Именно тогда имя “Прасковья” и было заменено на “Евдокию”. Но зачем? Одни историки считают, что Романовы просто стремились выбрать невесте имя с более благородным звучанием. Однако есть и иное предположение. Известно, что к тому моменту Иван Алексеевич уже был женат на Прасковье Салтыковой. Как вы заметили, у жён соправителей были одинаковые имена. Не исключено, что именно Наталья Нарышкина, мать Петра, настояла на изменении имени Лопухиной.
В браке с Петром Евдокия родила трёх мальчиков. Двое младших сыновей умерли в детстве, а потому остался лишь один наследник — царевич Алексей.
Но если изначально семейная жизнь Петра и Евдокии была вполне благополучной, то в 1692 году со стороны царя проявляется заметное охлаждение чувств. Причиной тому стала роковая встреча с немкой Анной Монс, что находилась в статусе его фаворитки более десяти лет.
Развязка наступила в 1698 году. Возвращаясь из путешествия по Европе, царь указал отослать Дуню в монастырь, да побыстрее, чтобы к его приезду и духа опостылевшей супруги в Москве не было. Тяжелую миссию поручили патриарху и нескольким сподвижникам Петра.
Содержания ей назначено от казны не было — её «кормили» родственники. Она им писала: "Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую".
Но тут наш сюжет делает неожиданный поворот. К старице Елене пришла большая любовь, может быть, первая и последняя в жизни... В 1710 году у нее начался бурный и короткий роман с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль по рекрутским делам. Евдокия отмечет в письме к Петру:
“И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…”.
Пока Евдокия находилась в монастыре, среди знати назревало недовольство реформами Петра. Неудивительно, что постепенно противники власти царя начали мечтать о возвращении его ссыльной супруги, что нередко указывается в письмах. Царевич Алексей также неоднократно посещал мать, однако осознавал, что Пётр не слишком поддерживает такие визиты.
Сердечную привязанность Евдокии к её другу Глебову царю преподнесли как заговор, зреющий против него. В 1718 году монастырь был окружён солдатами, после чего проведен детальный обыск и изучение всех писем. В ходе расследования были найдены записки, где к ссыльной царице обращались не как к монахине, а как к вероятной будущей правительнице. Эти роковые слова стали причиной расправы над многими людьми, неугодными Петру.
Степан Глебов был казнён на глазах у Евдокии. Этой женщине пришлось пережить немало страданий, однако связь её с заговорщиками так и не была доказана, что помогло ссыльной царице избежать смертной казни.
Евдокия Лопухина пережила своего мужа, а затем и Петра II, после чего отказалась от престола в пользу Анны Иоанновны, чем заслужила уважение новой императрицы.
В 1731 году первая супруга Петра Великого ушла из жизни, произнеся перед смертью свои последние слова:
“Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного”.