Побывал в этом году на образовательной выставке, провел для посетителей мастер-класс по стандартным проблемным вопросам поступления (выбор направления, востребованность на рынки и тд) и теперь в спокойной обстановке подвожу итоги. Не могу не обратить внимание на то, что бросается в глаза в этом сезоне: первое - обилие родителей и будущих студентов, которые не определились с выбором направления для учебы и второе - падение интереса к зарубежным вузам.
Неопределенность с выбором
Всегда многие затягивают с выбором программы буквально до последнего момента, до поступления, но в этом году таких "задумчивых" необычно много. Скорее всего, сказалась пандемия и небольшие возможности походить и посмотреть различные варианты, знакомясь с вузами вживую или посещая образовательные выставки. В целом, посетителей выставки было очень много и они себя вели очень активно, как будто именно на выставке надо было кровь из носа определиться с выбором.
При этом встречались самые разнообразные варианты от «выбираю между медициной и IT» до «открыт любым возможностям». Что характерно почти для всех – отсутствие хотя бы примитивных, но логичных алгоритмов поиска подходящей программы, в основном присутствует ориентация на склонности и интересы ребенка, но в отсутствие или при множественности таковых и у родителей и у детей часто наступал паралич в рассуждениях.
Вузы обычно не представляют последовательных алгоритмов для выбора направления учебы, показывая правильные атласы профессии и добротные комментарии к ним, но не давая четкой карты действий.
Родители же сами, без помощи консультантов, обычно не способны выстроить правильную логику в этом процессе выбыора, руководствуясь часто какими-то дремучими представлениями о высшем образовании и отличиях между бакалавриатом и магистратурой.
Зарубежные вузы в 2021
Вряд ли репутация иностранных вузов в РФ серьезно пострадала в 2021 году, очевидно, что снижение реального интереса к иностранным вузам в этом образовательном сезоне связано с:
- перспективой обучаться дистанционно в ближайшее время,
- ограничения на передвижения, которые затруднили знакомство как с зарубежными странами, так и с их вузами,
- непростая экономическая ситуация в стране.
Как следствие этого – было больше интереса и вопросов к российским университетам, в частности, чаще звучали вопросы о возможности получения второго (зарубежного) диплома во время обучения в России.
Выбор направления учебы приходится делать в условиях ограниченного времени и цена неправильного решения может быть неоправданно высока. Имеется ввиду не просто возможные материальные потери, а скорее:
- нерациональная трата времени молодежи, приводящая к тому, что сверстники могут обучаться большей пользой,
- возможная потеря интереса к получению высшего образования и
- снижение самооценки.
Не устаю повторять, что решение проблем выбора направления учебы в реальности - единственное. Надо обращаться к профессионалам, которые могут использовать свои знания и навыки с пользой для абитуриентов. Таких надо профессионалов (консультантов), которыми обычно являются наиболее творческие преподаватели вузови некоторые практики, надо предварительно найти, оценить и четко описать им свою ситуацию и поставить правильно вопрос. Дилетантский подход может обойтись дорого.