1. Вопросы практики
По общему правилу юридической практики
- посольство (как структурное подразделение органа исполнительной власти своего государства, ведающего вопросами иностранных дел) является государственным органом внешних сношений в государстве пребывания,
- консульское учреждение (как структурное подразделение органа исполнительной власти своего государства, ведающего вопросами иностранных дел) является государственным органом внешних сношений на территории государства пребывания в пределах консульского округа, подчиняется главе дипломатического представительства и действует под его общим руководством,
- на территории Российской Федерации посольства и консульские учреждения иных государств имеют статус юридических лиц,
- территория иностранных посольств и консульских учреждений является территорией РФ с особым статусом (дипломатическим иммунитетом), который сам по себе не освобождает от ответственности лиц, нарушивших законы РФ в стенах посольств и представительств,
- от ответственности за нарушение законов РФ, совершенное на территории РФ, в т.ч. на территории РФ с особым статусом, освобождаются физические лица, имеющие дипломатический иммунитет (юридические лица дипломатического иммунитета не имеют),
- иностранные государства и их имущество имеют юрисдикционный иммунитет на территории РФ.
Поскольку посольские и консульские отношения возникают между государствами на основе двусторонних соглашений, конкретизирующих положения Венской конвенции о дипломатических сношениях (вступила в силу 24 апреля 1964 года) и Венской конвенция о консульских сношениях (вступила в силу 19 марта 1967 года), из общего правила могут быть (и есть) исключения.
2. Вопросы правового регулирования
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное (ст. 13 ТК РФ).
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
В связи с изложенным, нормы посольских и консульских конвенций, а также двусторонних соглашений имеют приоритет перед нормами ТК РФ.
В таких условиях трудовые отношения с гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимися работниками посольств и консульских учреждений на территории РФ, регулируются трудовым законодательством РФ, если иное не вытекает из посольских и консульских конвенций, а также двусторонних соглашений между государствами.
Кроме того, ст. 6 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» предусмотрена возможность отказа иностранного государства от иммунитета по спорам, связанным с наймом, восстановлением на работе или увольнением физических лиц.
3. Выводы
Таким образом, нормы ТК РФ подлежат применению, если
- трудовые отношения с гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимися работниками посольств и консульских учреждений на территории РФ, регулируются трудовым законодательством РФ, поскольку посольскими, консульскими конвенциями и двусторонними соглашениями между государствами не предусмотрено иное,
- в случае, если посольскими, консульскими конвенциями и двусторонними соглашениями хотя и предусмотрено иное, но иностранное государство отказалось от иммунитета по спорам, связанным с наймом, восстановлением на работе или увольнением физических лиц.