Найти тему
Moustank

Открыл люки и забрался в бронепоезд №13 «Тульский рабочий»

Чем интересен боевой состав, навеки застывший на железнодорожных путях Московского вокзала в городе Тула?

Память о войне бывает разной. Но среди скромных одиночных монументов и богатых музейных экспозиций мемориальное творчество туляков лично для меня теперь занимает особое место. Да, современное воплощение бронепоезда №13 – это просто макет, причем довольно грубо исполненный. Любитель заклепок определенно найдет к чему придраться. Однако сделана реплика с душой и явно через боль, свойственную только тем людям, кто искренне переживает за результат своего труда.

-2

Начнем с того, что мрачная энергетика военных лет пронизывает каждого думающего пассажира Московского вокзала, ведь равнодушно пройти мимо бронированного гиганта в камуфляже решительно невозможно. «Тульский рабочий» гордо застыл буквально в двух шагах от главных путей станции «Тула-1-Курская», словно вот-вот разведет пары и как встарь поедет громить неприятеля.

Впрочем, так спонтанно оно и случилось далекой осенью 1941 года. Когда танки Гудериана рвались к столице, тульские железнодорожники решили по своему почину создать бронепоезд для обороны родного края. Энергии и смелости у тех ребят было хоть отбавляй, а вот с опытом постройки крепостей на колесах не сложилось. Рассказывают, пришлось отправлять человека в Москву за базовыми чертежами и советами по подготовке защищенного состава.

-3

Тем не менее в непростых условиях спешной эвакуации промышленных предприятий на Урал и тревожной обстановки прифронтового района технарям тульского депо удалось почти невозможное. Сугубо из подручных средств они смастерили довольно грозную машину примерно за месяц. В конце октября 1941 года «Тульский рабочий» встал в строй, причем экипаж бронепоезда составили бойцы 115-го полка НКВД, милиционеры, добровольцы-железнодорожники. Иными словами, на передовую отправились люди мотивированные, однако слабо знакомые с нюансами применения подобной техники, – за исключением разве что бригады машинистов да кочегаров. Остальные учились прямо в бою.

Главной задачей бронепоезда с «несчастливым» номером 13 стала борьба с авиацией противника. А иначе никак – в ситуации тотального дефицита удалось раздобыть для оснащения площадок лишь 37-мм зенитные орудия, самолетные 20-мм пушки ШВАК да пулеметы. И только со временем, после череды ремонтов и переделок «Тульский рабочий» получил универсальное артиллерийское вооружение. Пригодное, например, для поражения танков противника и поддержки пехоты.

-4

Весной 1942 года «Туляк», как бронепоезд прозвали в войсках, превратился в бепо №2, входящий в состав 60-го отдельного дивизиона. В таком статусе он и погиб. Получивший серьезные повреждения во время очередного налета люфтваффе состав отправили в тыл на ремонт. Но последствия бомбежки оказались слишком тяжелыми – пробита броня, выведены из строя орудия и ходовая часть. Поэтому высокое начальство решило, что проще сформировать бронепоезд заново, чем возиться со старым. Команду перевели в Москву для получения свежей материальной части, следы «Тульского рабочего» затерялись в железнодорожных мастерских. Скорее всего, его разобрали на металл.

А в 2015 году жители города возродили легендарного «Туляка». С миру по нитке, как и тогда в 1941-м: реплику собирали буквально по кусочкам – железнодорожники взялись за паровоз, площадки; с макетами вооружения помогли оборонные предприятия; активно поддерживали проект историки, музейщики и просто неравнодушные граждане.

-5

Порыв, достойный уважения. Тем более, впервые на моей памяти энтузиасты попытались воспроизвести не только боевую часть (бронепаровоз с тендером, две бронеплощадки, две контрольные платформы), но и так называемую базу дивизиона бронепоездов – хозяйственные вагоны, обеспечивающие быт команд вне сражений. Если кто знает другие столь же подробные экспозиции – не сочтите за труд рассказать о них в комментариях. А мы пока заглянем внутрь «Тульского рабочего».

На вид база – это три заурядных железнодорожных вагона. Настолько неприметных, что люди возле них не задерживаются: притормозят у бронепоезда, сфотографируют и дальше побегут по своим делам. Не догадываясь, какие важные задачи выполняли обделенные вниманием экспонаты.

-6

Двухосный товарный вагон внутри оказывается клубом. Здесь бойцы отдыхали за чтением газет и книг, слушали политинформацию, баловались чаем и просто общались. Потому и обстановка «комнаты» разнообразная – от печки-буржуйки и самовара до обширной библиотеки.

-7

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

-8

Крытый четырехосный деревянный вагон с характерными горбами водоналивных баков на крыше – это мобильная пекарня.

-9

Так она выглядит внутри. Обратите внимание на стойку для ППШ у правой стенки. Хотя базу дивизиона бронепоездов обычно размещали подальше от передовой, атаки диверсантов на станции порой случались. По тревоге бойцы вроде бы мирного вагона хватали оружие и занимали оборону.

-10

Хлебный завод на колесах работал по полному циклу. Начиналось все с зерна, которое хранилось здесь же, на борту – в холщовых мешках.

-11

Зерно мололи в муку и замешивали тесто. Процесс механизирован.

-12

Сырое тесто перемещали по вагону-пекарне вот на таких тележках.

-13

Специальный аппарат дозировал тесто в формы для выпечки хлеба.

-14

Главное таинство свершалось в громоздкой печи с барабанным конвейером.

-15

Производительности пекарни хватало для обеспечения хлебом не только команд бронепоездов дивизиона, но и соседних армейских подразделений. Любопытно, что если в вагоне-клубе отдыхал лейтенант-танкист, то продовольствием занимаются обычные красноармейцы стрелковых частей. Музейщики говорят, одинаковой униформы на все манекены не нашлось.

-16

Четырехосный пассажирский вагон трансформировали в «мозг» дивизиона бронепоездов – штаб с жилыми помещениями для офицеров.

-17

Хотя конкретно в этом купе внезапно оказался рядовой красноармеец.

-18

Будем считать, посидеть на койке ему разрешил лейтенант.

-19

Еще одно купе, чуть теснее предыдущего.

-20

Незатейливое отопление штабного вагона.

-21

И удобства. Хорошо еще не на улице.

-22

Примерно в такой обстановке командиры дивизионов руководили действиями бронепоездов.

-23

Разумеется, для грамотного управления нужна была бесперебойная связь.

-24

Непосредственно сам бронепоезд начинался и заканчивался так называемыми контрольными площадками. Они оберегали наиболее ценные части состава от подрыва, также на них перевозили десант, инструмент и материалы для ремонта поврежденного пути. Нередко монтировали и вспомогательное вооружение.

Например, на заднюю платформу «Тульского рабочего» установили 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20.

-25

А на переднюю – 37-мм автоматическое зенитное орудие 61-К.

-26

При воссоздании пары бронеплощадок типа ПЛ-37 создатели макета, похоже, опирались на документы и фотографии позднего варианта «Тульского рабочего» – уже с приведенным к общему знаменателю вооружением: на весь состав четыре вращающиеся башни с 76-мм орудиями и пулеметы системы Максима в изобилии (до 18 штук).

-27

Ветераны рассказывают, что самый первый «Туляк» образца 1941 года имел уникальную схему бронирования. Подходящей стали в прифронтовом городе вроде как не нашли, но кто-то находчивый предложил залить между стенками слой бетона в 150 мм толщиной. Конструкцию испытали обстрелом из 45-мм противотанкового орудия, защита выдержала. На реплике повторить такое, разумеется, не решились.

-28

Вот в таком скромном пространстве железной коробки несли службу 28 человек.

-29

Внутренняя обстановка показана очень условно. И дело даже не разной униформе бойцов. Увы, создатели реплики 2015 года не сильно заморачивались с деталями. Например, пулеметы разместили по бортам прямо на обычных пехотных станках, только колеса сняли, хотя на настоящих ПЛ-37 использовали шаровые установки.

-30

Начинка артиллерийских башен тоже воспроизведена весьма приблизительно.

-31

А так выглядит обстановка поста управления с имитацией перископического прибора наблюдения и аппаратом связи.

-32

Командир бронеплощадки размещался по центру, снаружи это место хорошо заметно по характерной «будке» без вооружения на крыше вагона.

-33

Бак для воды. В боевой обстановке при задраенных люках, смраде пороховых газов, лютой жаре пить хотелось постоянно. Под пол бронеплощадки прятали запасные части, инструмент, подрывной материал.

-34

Пусть интерьер далек от исторической точности, однако макет «Тульского рабочего» все равно правильно передает атмосферу жизни на бронепоезде. Служба на таком составе – далеко не сахар.

-35

В центре боевого состава – бронепаровоз с тендером, на котором для защиты от авиации противника монтировали счетверенную установку М4 пулеметов системы Максима. В оригинале «Тульского рабочего» двигала «Овечка» – локомотив серии «Ов», однако для реплики использовали более поздний паровоз «Л». Такие машины пошли в производство с 1945 года.

-36

Внутри кабины паровоза куда теснее, чем на бронеплощадке. Сложно представить, что службу здесь несли аж 17 человек.

-37

Откуда столько людей? Дело в том, что между паровозом и тендером оборудован пост управления всем бронепоездом. Командир, политрук, штаб – все ютятся в жарком и черном от угольной пыли помещении.

-38

Опять же условно показаны телефонная связь с бронеплощадками (для подачи команд также использовали световую сигнализацию, а порой рупоры и даже «курьеров»), радиостанция и приборы наблюдения.

-39

Перископ, со слов музейщиков, полагался и машинисту, поскольку при закрытых люках без оптических приборов видимость из кабины нулевая. Муляж приспособления виден справа от грозной предупреждающей таблички.

-40

На этом осмотр бронепоезда №13 «Тульский рабочий» заканчивается. Но на Московский вокзал мы еще вернемся. Потому что на соседних путях остановилась не просто электричка, а еще один уникальный экспонат из истории железнодорожной техники.

-41

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.

Любителям бронетехники также рекомендую заглянуть вместе со мной внутрь немецких средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV