Еще в художественном училище я заметила, как меняется восприятие рисунка, если он сделан на цветном фоне. Он выглядит в разы эффектнее и интереснее чем просто на белом ватмане.
На первых курсах мы работали только на обычной белой бумаге, но с увеличение объема набросков и зарисовок, стали в целях экономии использовать серую оберточную бумагу, упаковочный картон и другие, демократичные по цене материалы. Затем перешли к цветной бумаге, хотя в далекие 80 годы подходящих цветов было мало.
Поэтому начали тонировать бумагу самостоятельно в нужный тон и цвет. Обычно использовали самые простые средства: чай, кофе, марганцовку, акварель. Самые распространенные оттенки - это серые и охристые.
Иногда для копирования рисунков старых мастеров делалось искусственное старение бумаги, когда она не только тонируется в тон старой бумаги, но и повторяет ее изъяны и разводы. Делается это для достоверности и точности копии.
Тонирование бумаги позволяет звучать в рисунке не только графическим элементам: линии, тону, фактуре штрихов. Тон и цвет бумаги тоже играет на выразительность образа, подчеркивает его.
Академические постановки обнаженной фигуры смотрятся лучше на слегка тонированной в теплый цвет бумаге. Холодный графит и теплый оттенок фона лучше выявляет объемы изображения. Рисунки смотрятся благороднее, в них нет затертостей и грязи от графита по краям, свойственных длительным рисункам. Вернее они есть, но не воспринимаются грязью.
Эффектно получается рисунки углем, сепией или сангиной на цветной бумаге. Здесь можно взять ярче цвет бумаги и поэкспериментировать с цветом, тоном и материалом. Работа мягким материалом, его растушевки и линии делают рисунок на цветной бумаге живописным и живым.
Можно использовать помимо угля и сангины еще один тон – белый или светло бежевый мел. Тогда бумага останется средним тоном, а трехцветное моделирование формы будет особенно удобным для изображения человеческого тела. Эту технику широко применяли мастера Возрождения.
Наброски и зарисовки смотрятся интереснее, если сделаны на бумаге разных цветов и тона. Фактурная, грубая бумага добавляет в набросках выразительность линиям. Можно пробовать рисовать на всем, что попалось под руку, просто подбирать подходящую фактуру и цвет бумаги. Сознательно брать бумагу разных тонов, цвета, качества, чтобы сама основа рисунка задавала настроение.
Так шершавая, серая, фактурная бумага подойдет для быстрых набросков на пленэре, деревенских и анималистических мотивов. А вот гладкую, плотную и глянцевую бумагу лучше использовать для работы тушью, черной ручкой, фломастером.
Фантазия художника в выборе материала ничем не ограничена. Иногда смена цвета бумаги или материала для рисунка вызывает всплеск вдохновения. Давайте же вдохновляться и экспериментировать.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и отзывы.