Приветствую вас друзья! В этом году исполнилось 130 лет с того дня когда на вооружение русской армии была принята винтовка системы Сергея Ивановича Мосина, знаменитая трехлинейка. Сегодня хотелось бы поподробнее рассмотреть её главного конкурента - винтовку системы Нагана.
К магазинным винтовкам русские военные начали присматриваться ещё в шестидесятых годах XIX века, когда первые их образцы получили боевое применение в ходе гражданской войны в США. Однако недостаточное совершенство первых магазинных ружей, а также их невысокая надежность, связанная во многом с применением черного пороха, заставляла относиться к ним как к оружию, хотя и перспективному, но требующему изучения и доработки. Кроме того, военных чиновников серьезно пугал большой расход боеприпасов, и связанные с этим материально-финансовые издержки.
Всё изменилось с изобретением бездымного пороха в начале 1880-х годов. Первыми, кто принял на вооружение магазинную винтовку были французы в 1886 году. "Магазинка" системы Лебеля имела калибр 8-мм и подствольный магазин на восемь патронов. В след за Францией, разработка магазинных винтовок под патроны уменьшенного калибра с бездымным порохом началась и в других странах.
Не осталось в стороне и Россия. Военное ведомство подошло к вопросу довольно осторожно, предпочтя потратить время на тщательное изучение и испытания многих образцов, нежели менять модели винтовок одна на другую в процессе службы, как это случилось других странах, например в Великобритании, Германии, США. В 1883 году была образована «Особая комиссия по испытанию магазинных ружей». Всего за период с 1883 по 1889 годы в "Комиссию" было представлено на рассмотрение несколько десятков образцов магазинных винтовок как отечественных, так и зарубежных конструкторов, а также около 150 проектов. В итоге к 1890 году, когда конкурс подходил к своему завершению, осталось только два образца: русская системы капитана С.И. Мосина и бельгийская системы Леона Нагана.
По конструкции последняя представляла собой магазинную винтовку с продольно-скользящим затвором и серединным магазином емкостью пять патронов.
Как можно заметить, бельгийская винтовка по внешнему виду весьма похожа на нашу винтовку Мосина. Она имела хорошую балансировку и прикладистость. Выделяется также качество изготовления и отделки деталей.
Затвор винтовки Нагана был внешне несколько схож с затвором трехлинейки, но был сложнее в обслуживании. Наган для соединения деталей применил два маленьких винтика, один из которых соединял со стеблем затвора боевую личинку с запирающими выступами, а второй скреплял со стеблем курок. Надо сказать решение не слишком удачное: чистка затвора и соответственно его разборка дело практически ежедневное, а в данном случае без отвертки не обойтись. Насколько это удобно делать в поле, в окопе и тому подобных местах - судите сами. Да и сами винты, ввиду их малого размера, потерять легче легкого, после чего винтовка превращается в дубину.
Магазин винтовки постоянный, с однорядным расположением патронов, его коробка смонтирована на одной планке со спусковой скобой. Крышка магазина откидывается вперед на оси, но не отделяется от магазинной коробки. На крышке смонтирован подающий механизм состоящий из подавателя, его рычага, а также пластинчатой пружины.
Заряжание винтовки могло производится из обоймы или по одному патрону. При заряжании из обоймы пятый патрон досылался в ствол как, собственно, и на нашей трехлинейке. Обойма пластинчатая неподпружиненная, вставлялется в П-образный паз на перемычке ствольной коробки.
Винтовка оснащалась предохранителем, флажок которого находился слева на ствольной коробке. Надо отметить, что место его расположение не совсем удачное -можно зацепить как рукой, так и об одежду.
Прицел винтовки рамочный, был разработан Комиссией и идентичен с прицелом винтовки Мосина.
На испытаниях винтовка показала себя примерно на одном уровне, с системой Мосина. По скорострельности обе винтовки показали близкие результаты: в 2 минуты из винтовки Нагана было сделано 26,5 выстрела, а из винтовки Мосина 29,6 выстрела. По меткости при стрельбе с расстояния 200 шагов по ростовой мишени процент попаданий составил 62,6% против 56,5%. Однако довольно много нареканий было связано с работой магазина: было выявлено 557 задержек в работе магазина винтовки Нагана против 217 у мосинской. Также выявилась тяжелая работа затвора: если на трехлинейке его можно было отводить двумя пальцами, то у "бельгийки" усилия нужно было прилагать существенно большие. Надо сказать, что к концу испытаний мнение большинства членов Комиссии, включая её председателя, склонялись к принятию на вооружение системы Нагана. Но С.И. Мосин под конец конкурса, успел представить усовершенствованный вариант своей винтовки, который после некоторой дополнительной доработки с участием членов комиссии был принят на вооружение 16 апреля 1891 года.
Спору нет, Наган создал качественное оружие, делал специально как конкурсный образец, много внимания и средств уделил качеству отделки и производства. Расчет его маркетинговой стратегии строился на том что качественно изготовленное, доведенное оружие привлечет внимание военных специалистов причастных к конкурсу, которые, будучи профессионалами с высшим техническим образованием, проголосуют за него при прочих равных условиях по причине именно высококачественного исполнения изделия. Почти получилось. Однако в дело вмешались экономический и социальный факторы: первый - это высокая стоимость изготовления его винтовки, которая к тому же требовала дополнительного оснащения оружейных производств в России, в то время как винтовку Мосина можно было начинать производить практически сразу; второй - это социальный состав потенциальных пользователей будущей винтовки. Винтовка Мосина в этом случае подходила гораздо больше, поскольку изначально создавалась для войны со всеми её трудностями и для солдата который, был что называется "от сохи". Ведь не секрет, что подавляющее большинство новобранцев основы грамоты в те времена постигали в армии. А тут у Нагана затвор на крохотных винтиках и прочие премудрости. В общем русские генералы не прельстились красотой заграничной винтовки, а рассудили вполне рационально и здраво, заботясь об экономике страны.
После проигрыша конкурса, винтовка Нагана более нигде не была востребована и не состояла на вооружении ни одной армии мира, так и оставшись в разряде опытных образцов. Однако сам Наган в накладе не остался: поскольку часть предложенных им в своем образце технических решений были заимствованы комиссией для усовершенствования винтовки Мосина. А именно: расположение подающего механизма на крышке магазина, заряжание с помощью обоймы и сама конструкция обоймы. Русскому Военному ведомству пришлось уплатить ему обещанное ранее вознаграждение в размере 200 000 рублей, поскольку изначальным договором не предусматривалось оплата за использование отдельных частей оружия. Сумма большая, особенно по сравнению с премией выданной Мосину (30000 рублей). Однако причины заплатить были - для ускорения перевооружения армии, русское военное министерство запланировало разместить заказ на полмиллиона трехлинейных винтовок на заводах союзной нам тогда Франции. Общая стоимость заказа достигала 5 миллионов рублей. Плюсом к этому Нагану пришлось бы уплатить порядка 1 250 000 рублей за использование его патентов. А так, после выплаты вознаграждения, все авторские права полностью перешли к России. К тому же военный министр Ванновский уже вынашивал мысль о замене устаревающего револьвера "Смит-Вессон" на новую, более современную, модель. А фирма "Наган" делала отличные револьверы. Так что намечалось дальнейшее сотрудничество по этому направлению, которое было бы неплохо закрепить таким широким жестом. Впрочем, "это уже совсем другая история"...
Источники: В.Г. Федоров "История винтовки", В.Г. Федоров " Эволюция стрелкового оружия Т.1", С. Челноков " Мосин vs Nagant"(статья), Журнал "Ружье" №2-2001. При создании коллажей использованы фотоматериалы из ст. С. Челнокова.
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!