«Вояджер-1», один из двух космических зондов NASA, запущенных 44 года назад и теперь являющийся самым дальним рукотворным земным объектом в космосе, все еще работает и продолжает лететь в направлении бесконечности.
Он покинул край Солнечной системы, пройдя через гелиопаузу (границу межзвездного пространства), и проник в межзвездную среду. Как сообщают исследователи из Корнельского университета, инструменты зонда зарегистрировали постоянный гул межзвездного газа (плазменные волны). Эта информация была опубликована в журнале Nature Astronomy.
Стелла Кох Окер, аспирантка астрономии Корнельского университета, обнаружила эту эмиссию, изучая данные, которые постепенно отправлялись на Землю с расстояния более 14 миллиардов километров. «Она очень слаба и монотонна, потому что находится в узком частотном диапазоне», - поясняет Кох Окер. - «Но мы регистрируем слабый постоянный гул межзвездного газа».
Эта работа позволяет ученым понять, как межзвездная среда взаимодействует с солнечным ветром, и как межзвездная среда формирует и изменяет защитную оболочку гелиосферы.
Космический автоматический зонд "Вояджер-1" был запущен в сентябре 1977 года и прошел в 1979 году мимо Юпитера и в конце 1980 года мимо Сатурна. «Вояджер-1" летит со скоростью около 61 тысячи километров в час и прошел гелиопаузу в августе 2012 года.
После входа в межзвездное пространство система регистрации плазменных волн (Plasma Wave System) на борту космического зонда зафиксировала возмущения в окружающем газе. Но между этими всплесками, вызванными нашим собственным Солнцем, исследователи обнаружили ровную стойкую сигнатуру, создаваемую почти вакуумом космоса.
«Межзвездная среда похожа на штиль или небольшой дождь», - говорит старший автор исследования Джеймс Родес, профессор астрономии. - «В случае солнечной вспышки это практически то же, что наблюдать за молнией во время грозы, после чего снова происходит возврат к легкому дождю».
Кох Окер предполагает, что в межзвездном газе присутствует больше активности низкой интенсивности, чем думали ученые ранее. Это позволяет исследователям проследить пространственное распределение плазмы, то есть в состоянии, когда она не возмущена солнечными вспышками.
Шами Чаттерджи из Корнельского университета объяснил, почему так важен постоянный мониторинг плотности межзвездной среды: «У нас никогда не было возможности делать ее оценку. Теперь мы знаем, что нам для измерения межзвездной плазмы не нужно случайное солнечное событие. Независимо от того, что делает Солнце, «Вояджер 1» продолжает отправлять подробные данные. Зонд говорит нам: «Вот плотность, в которой я сейчас нахожусь. А теперь вот так. А теперь еще так. «Вояджер-1» находится от нас довольно далеко, но будет продолжать делать это постоянно».
«Вояджер-1» покинул Землю с технологиями середины 1970-х годов и «золотой пластинкой», созданной комитетом под председательством покойного корнельского профессора Карла Сагана.
«С научной точки зрения эта работа - огромный шаг вперед. И это завет удивительного космического аппарата «Вояджер», - заявила Кох Окер. - «Это настоящий дар инженерной техники науке».