Министерство просвещения подготовило программу воспитания в школах. Она начнет работать с 1 сентября 2021 года.
Сейчас очень много говорят о том, что современная школа не воспитывает детей. Давайте разберёмся и сравним воспитание школьников в СССР и в современной школе. В чём общие подходы и в чем разница.
В СССР была единая система воспитания школьников, а сейчас в школах просто воспитание. В советское время в воспитании человека преследовалась цель - воспитание человека, воспитание строителя коммунизма. Единая цель, единая система воспитания не только в школе, но и в общем в стране.
С 1 класса октябрята, октябрятская группа, состоящая из октябрятских звёздочек. Воспитание в коллективе. Основные направления деятельности октябрят были изложены в пяти правилах, которые дети не только знали, но и выполняли их. Вся работа октябрятских звездочек и октябрятской группы шла через правила октябрят с помощью пионеров-вожатых. У каждой звездочки и группы свой командир и помощник от пионеров. Октябрятские утренники по направлениям октябрятских правил.
Потом пионеры, торжественное обещание, законы пионеров, которые дети знали наизусть и работа шла по ним в пионерском отряде, который был поделен на пионерские звенья. Общие дела в маленьких коллективах и общие дела в пионерском отряде. Вожатые звеньев и пионерских отрядов - комсомольцы. Сборы звена, сборы пионерского отряда, сборы пионерской дружины по содержанию законов пионеров и тексту торжественного обещания.
Далее комсомольские группы для старшеклассников. Наставники из числа учителей-комсомольцев. Деятельность по направлениям, за основу брали "Моральный кодекс строителя коммунизма". Комсомольские бюро, комсомольские собрания, комсомольские вечера.
Во всех трех возрастных категориях своё планирование и свои дела в соответствии с возрастом школьников. Руководящие органы - совет октябрятской звездочки, совет отряда, совет дружины, совет комсомола. Воспитание коллективом и воспитание в коллективе, взаимопомощь.
СЕЙЧАС. С введением последнего ФГОС было указано на индивидуализацию. Каждый учится для себя. Если раньше много говорилось, что должен помогать другим в учебе, то сейчас это у нас уже не приветствуется. Получается, каждый сам за себя.
В стране во взрослых коллективах тоже шло воспитание и продолжение идей, которым воспитывали в школе через детские организации. Плохо это или хорошо? Не знаю. Но система воспитания была чёткая. Общие интересы и общие задачи. Телевидение и радио освещало жизнь страны по этим направлениям. Через них тоже шло воспитание. Больше говорили о достижениях и успехах, про плохое или о нарушающих закон всем не рассказывали. Равнялись на подвиги пионеров-героев, комсомольцев, коммунистов, передовиков производства.
СЕЙЧАС. Что представляет собой телевидение? Все прекрасно знают. Много негатива и много разных шоу, которые больше вреда несут, чем пользы. В моде разбор "чужого грязного белья". Все люди, в том числе и дети, привыкли получать этот мусор. Сейчас воспитывать на чьих-то подвигах не принято. Да и негативных примеров в окружающей жизни всё больше и больше.
Раньше всё воспитание шло через единую партию КПСС. Все люди нормально к этому относились. Не было повода быть недовольными. Всё спокойно стабильно развивалось.
СЕЙЧАС. Многопартийность, у людей разных партий разные взгляды на развитие страны и общества. Если сильные противоречия, даже непримиримость к чуждым идеям. Из-за этого не может быть единой системы воспитания детей и людей в общем.
В современной школе продолжаем воспитывать общечеловеческим ценностям по детским произведениям, по событиям, происходящим в жизни. Очень часто школьное воспитание и семейное воспитание не имеют общих взглядов на жизнь. Это опять же из-за многопартийности в стране и разногласиях в мнениях.
Что будет в новой программе воспитания от министерства просвещения увидим со следующего учебного года.
Общее состояние развития страны сказывается и на воспитании. В более стабильное время и воспитание лучше идёт. А сейчас у России много проблем, поэтому много проблем и в воспитании. Разногласия в теории воспитания и в реальном положении дел. Именно так, а не наоборот. Это моё твердое убеждение.