Пришли в магазин за чем-то необходимым, а ребенку срочно понадобилась какая-то игрушка. «Не куплю, нет денежек» – очень частый, абсолютно неэффективный аргумент, а скорее всего даже вредный.
Начнем с того, что это ложь. Ребенок своими глазами видит, как вы рассчитываетесь за покупки — значит деньги есть. Результатом станет пример необоснованного обмана между близкими людьми - по моему не самый лучший вариант обучения финансовой грамотности.
Научить завязывать шнурки, держать ложку, здороваться - этому учить нужно - это не вызывает сомнений. А вот как распоряжаться деньгами - ребенок должен понять сам?
Почему так происходит? Вероятно потому, что многие родители и сами не умеют этого делать правильно! Чему они могут научить детей? Но давайте хотя бы попробуем разобраться, какие методы существуют и к чему могут привести в последствии.
И да! Мы НЕ про инвестиции. Сейчас про элементарный процесс обмена денег на услуги или товары.
Я сама куплю все, что ему нужно, а ребенку деньги не нужны.
- Крайне НЕверная позиция. Конечно Вы купите ребенку все нужное, кроме одного - умения распоряжаться бюджетом: оценить сумму в кармане, стоимость покупки, набрать сумму купюрами и монетами, получить сдачу - думаете это элементарно просто. (я понял, что это не просто, когда первый раз набирал сумму наличными 57 Фунтов 73 Пенсов).
- Мы будем платить тебе за хорошие оценки. Опять ошибка. Таким методом мы прививаем ребенку ложные ценности. За редким исключением, навыки полученные в школе, не помогут заработать много денег. Оценки в школе, это очень условная система мотивации - которая имеет место только в школе. Не даром говорят: "забудьте все, что вы учили в школе". (Согласен! главное чему учат в школе - это учится! важно - да! можно ли на этом (на умении учится) заработать - нет!)
- Вот тебе карманные деньги, но тратить только с разрешения. Это кажется извращение! Таким способом мы не научим человечка умению общаться с деньгами, а воспитаем свинью-копилку. Привьем навыки "там царь кощей над златом чахнет . . .". Ну, если Ваша цель такая - то "вэлком"!
- Выплаты и штрафы за поведение. Наверное кажется, что это самая лучшая мотивация при управлении детьми. Ведет себя так, как Вам хочется - оплачиваем! Не оправдал Ваши ожидания - отняли деньги. (обратите внимание - не использую слова хорошо или плохо - потому что это субъективно и для каждого означает свое). Ошибка №1. Хотите воспитать Раба - то это Ваш способ. Но, научить ребенка пользоваться деньгами так у Вас не получится.
- А как же правильно? Карманные деньги должны быть!
- Сумма должна быть определенная, каждый месяц - тренировка планирования покупок. (какая сумма зависит от Ваших возможностей).
- Контролировать покупки предварительно - ни в коем случае! - тренировка расстановки приоритетов. Лучше пусть сделает ошибку в процессе обучения. (Но, если ребенок просит совета - тут конечно помогаем).
- Обсуждать покупки в конце месяца - обязательно. Научите анализировать затраты и планировать следующие действия.
- Наличные или карта? Странный вопрос. И то и другое. Мы же планируем научить человека жить в социуме.
А теперь История:
На работе у нас небольшой, разновозрастной и при этом очень классный коллектив. В обеденный перерыв мы обсуждаем разные вопросы:
Однажды М.Н. спросила: Посоветуйте, как правильно поступить. Были на даче. Сыну (12 лет) подарили на ДР деньги, приличную для него сумму. Я забрала, что бы не потерял (на даче тратить негде) и отвезла домой. Сын позвонил и попросил вернуть ему подаренные деньги. Как правильно объяснить свой поступок. И отдавать ли всю сумму на руки или только после согласования покупки.
Что посоветуете? напишите в комментариях . . .
А если понравилась история, не забывайте нажать 👍
Подписывайтесь на канал "СЕРАЯ ПРЕSSA" буду рад с Вами обсудить и другие актуальные вопросы в контексте "наивной психологии".