Найти тему
Философ в декрете

Бритва, осел, кочерга и другие предметы, оставившие свой след в истории философии

Чем замечательно яблоко? Не витаминами и микроэлементами, содержащимися в нем. Не миллионом рецептов яблочных пирогов. И даже не тем, что оно является символом Нью-Йорка и небезызвестной компании. Как вы наверняка помните, именно этот фрукт упал на светлую голову Ньютона, тем самым поспособствовав формулировке закона всемирного тяготения. В философии тоже есть предметы, прославленные великими мыслителями прошлого.

Средневековый философ Жан Буридан пересказал известную байку про осла, который не смог выбрать из двух одинаково привлекательных кучек сена и скончался от голода. Так осел стал называться буридановым и символизирует невозможность выбора из равно желательных альтернатив. Кстати, обратная ситуация, когда выбирать приходится из двух зол, называется «вилкой Мортона» по имени английского политика, ратовавшего за введение непомерно больших налогов.

Не знаю, какие отношения связывали Уильяма Оккама с колюще-режущими предметами, но его принцип простоты назван «бритвой Оккама». Суть его такова: из нескольких объяснений явления нужно выбирать самое простое. Например, поверить в то, что родители оставляют для своих чад подарки под елкой, поверить проще, чем в историю про некоего доброго волшебника Деда Мороза.

Еще один англичанин Дэвид Юм, возможно, так же был неравнодушен к острым краям. «Гильотина Юма» требует отсекать сущее от должного. Скажем, из того известного факта, что все люди лгут (привет доктору Хаусу!), не следует, что моральный долг каждого – врать не краснея.

Бертран Рассел как истинный британец любил чай. «Чайник Рассела» описывает ситуацию, когда бремя доказательства какого-либо высказывания лежит на тех, кто его выдвигает, а не на сомневающихся в нем. Скажем, Рассел утверждает, что по орбите вокруг Земли вращается фарфоровый чайник, который слишком мал, чтобы увидеть его в телескоп. Любой разумный человек усомнится в этом. И именно Рассел должен будет доказывать всем свою правоту. Естественно, под чайником знаменитый философ и математик подразумевал бога, в случае с которым почему-то сомневающиеся оказывались в слабой позиции и должны доказывать правомерность своего скепсиса (по крайней мере так было в 19-20 вв, когда жил Рассел).

Людвиг Витгенштейн прославил кочергу, но не теоретическими изысканиями, а своим скверным характером. На философских посиделках он пытался доказать Карлу Попперу, что все настоящие проблемы философии уже решены им самим. Поппер упорно не соглашался с этим утверждением. Тогда его оппонент решил придать своим аргументам больший вес с помощью кочерги. Была ли это угроза или Витгенштейн машинально схватил кочергу в пылу диспута, доподлинно неизвестно. Но этот случай лёг в основу целой книги Д. Эдмондса и Дж. Айдиноу «Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами». Книга, кстати, очень интересная.

Надеюсь, вышеизложенные факты показались кому-то интересными или хотя бы забавными. Тогда я буду знать, что 5 лет на философском факультете точно прошли не зря 😀

Философы
5623 интересуются