Найти в Дзене
Стив Май

Как научить читать тексты задач. Часть 1.

Оглавление

Анекдот-эпиграф:

Ворона сидит на ёлке, в клюве сыр. Прибегает лисица, кидает камень в ворону, та, естественно, падает, роняет сыр. Потом очухивается и говорит "Фигасе, басню сократили!"

Учителя физики, математики и прочих наук прекрасно знают, что половина учеников не могут решать текстовые задачи уже на этапе прочтения текста.

Называется сие, ни много ни мало, смысловым чтением.

Все говорят ученикам "внимательно прочитайте текст задачи".

Но что значит "внимательно" для детей, которые длиннее группы смайликов ничего в жизни не читали?

Сейчас я предлагаю методику, которая поможет учителю научить ребёнка читать текст задачи и понимать его, а не просто проговаривать и вычленять цифры.

Напоминаю мой глобальный дисклеймер: если у вас дети читают тексты и понимают - эта статья не для вас. А если в состоянии осмыслить прочитанное всего 1-2 человека на класс - добро пожаловать на борт.

Как читают текст те, кто уже умеет это делать

Надо понимать, что текст задачи - это, в первую очередь, описание какой-то ситуации или даже целой истории.

Соответственно, и подходить к задаче надо, как к описательному, художественному тексту. Когда мы читаем приключенческий роман, какой вопрос нас интересует в первую очередь? Не всегда он озвучивается явно, но он есть всегда:

Кто - главный герой, и что он делает (или с ним делают)?

Даже когда речь идёт о стопитсотстраничном романе, ответ на этот вопрос всегда даётся в двух, максимум - трёх словах:

  • Фродо идёт
  • Шерлок раскрывает
  • Поттер учится
  • Селдон предсказывает
  • Корвин сражается

Те, кто прочитал указанные выше циклы романов (да-да, в каждой паре слов тысячи страниц текста), буквально прожили их сейчас ещё раз.

Так вот, чтобы ребёнок понял задачу, надо заставить его воспринимать текст, как художественный. То есть, чтобы он задал те же вопросы при чтении задачи. Ответы он должен получить разные в разных задачах, но на то они и разные.

  • Прямые пересекаются
  • Поезд едет
  • Железо окисляется
  • Пётр реформирует
  • Информация передаётся

И снова: те, кто учился в школе, сразу представили себе какую-то ситуацию, которая описывается в задаче по геометрии, физике, химии, истории, информатике.

Все 10 ответов - разные, но отвечают на один и тот же вопрос: "кто и что делает?" Значит, ответы уже надо осмыслить.

Вся остальная мишура - это реально мишура. Второстепенные члены романа предложения. Они будут отвечать уже на второстепенные, уточняющие вопросы:

Куда Фродо идёт? какие тайны Шерлок раскрывает? чему Поттер учится? что предсказал Селдон? с кем сражается Корвин?

В какой точке пересекаются прямые? с какой скоростью едет поезд? почему окисляется железо? зачем реформировал Пётр? по какому каналу передаётся информация?

Обратили внимание, что теперь все 10 вопросов - разные? Именно вопросы. Они уже должны быть осмысленные. Значит, ребёнок должен понять текст раньше, чем их задавать, раньше, чем искать в задаче числа.

Как учить читать тексты

Чего мы как раз и не замечаем за современными детьми: они начинают задавать эти вопросы до того, как осмыслили ситуацию.

Дайте ребёнку текст задачи по физике. Потом отберите текст, и попросите пересказать. В лучшем случае, он просто перечислит числа, которые явно записаны в тексте.

Самый простой и примитивный способ создать правильное умение: это заготовить десятков пять текстов разной степени заковыристости (о степенях заковыристости я как-нибудь отдельно напишу, если не забуду), и выдавать их детям с требованием записать всего два слова - ответ на вопрос "кто и что делает?". Важно, чтобы текст задачи шёл полностью - с вопросом и всеми уточнениями типа "трением пренебречь".

Когда статья уже была написана, я попросил нескольких взрослых людей с высшим образованием описать любимую книгу/фильм/сериал всего двумя словами - кто? и что делает? На удивление, с задачей справились не все. Многие упорно подменяли вопросы на "как написано?" (модно, динамично), "что происходит?" (борьба за трон) и так далее, словно не желали называть имя героя или его деяния. Что более вероятно, не могли в куче героев выделить единственного. Так что неудивительно, что:

У некоторых старшеклассников (!) даже такое простое задание будет вызывать трудности - не все сходу сократят басню на столько. Некоторые будут подменять вопросы, другие - пытаться решить задачу - рефлекторно, не думая, не читая текста задания, обращая внимание лишь на саму задачу. Это нормально, ничего страшного нет. Двусловного ответа надо всё равно добиться.

Постепенно увеличивая сложность текста, можно начать выдавать даже задачи с двумя-тремя ситуациями, на которые будет несколько ответов: "Родион теоретизирует, Родион рубит, Родион мучается" (на заметку учителям литературы)

Что касается геометрии, то тут будет легче учителю: легче проверить, понял ли сам ребёнок свой ответ. Если он смог нарисовать эти два слова, две прямые, то он - молодец.

В результате этой работы будет возникать невидимая внешне, но очень важная вещь - ученик представит себе ситуацию.

Часть 2 >>

PS

Текста получилось много, пришлось разбить на три статьи. Приводить примеры из практики больше, чем это есть в статьях, я не буду, если интересно узнать - пишите в чат по текстовым задачам.

Чат по задачам.