Настоящей катастрофой для граждан стали стремительно упавшие после пандемии доходы. Согласно результатам социологических опросов, Свердловская область занимает восьмое место среди регионов России по числу жителей, чьи доходы оказались ниже 60 процентов от медианного. Фактически это означает «черту риска бедности», люди с доходами ниже этого значения балансируют на грани нищеты.
В качестве непосредственной черты бедности обычно используется порог в 50 процентов от медианного дохода, а доходы ниже 40 процентов являются критерием крайней бедности.
Эксперты пришли к выводу, что результаты, полученные в ходе новейшего анализа, в два раза превышают число «официальных бедных»; под российское определение бедности подпадают лица, чей ежемесячный доход не дотягивает до прожиточного минимума.
Исследователи считают, что медианный доход является более релевантным показателем для оценки благосостояния основной части населения по сравнению со средним доходом, поскольку последний показатель завышается из-за заработков богатых граждан.
Тысячи нищих
«Россия смогла преодолеть крайнюю нищету, однако победить бедность в стране пока не удаётся. Социальные выплаты во время коронакризиса позволили значительной части малообеспеченных россиян поддержать минимально приемлемый уровень потребления и компенсировать выпадающие доходы», - утверждает президент аналитического агентства FinExpertiza Елена Трубникова.
Однако, по её словам, уровень жизни населения в целом снизился, а проблема отсутствия роста доходов приобрела ещё более стойкий характер. Кроме того, пандемия усилила имущественное расслоение — между теми, кто может и не может работать из дома, между высоко- и низкооплачиваемыми профессиями, а также между богатыми и бедными регионами, отметила Трубникова.
Если проводить параллели с исследованием прошлого года, то Свердловская область тогда занимала 11-е место по отношению медианных доходов жителей региона к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.
Как посчитали исследователи, 8,9 процентов жителей от всего населения региона находились в прошлом году за чертой бедности, а еще 1,2 процента - за чертой крайней бедности.
Если учесть, что в Свердловской области, по данным Росстата, проживает 4 310 681 человек, бедными остаются больше 400 000 человек. Огромная цифра! При этом в 2017-2018 годах показатели бедности населения были ещё ниже, что красноречиво говорит о нынешнем штопорном скатывании в бездну нищеты.
По информации Росстата, в 2017 году среднемесячная зарплата на Среднем Урале выросла на 6,3 процента - до 33 тысяч 640 рублей. В России аналогичный показатель увеличился на 7,2 процента - до 35 тысяч 369 рублей.
Удивительная статистика стала большой неожиданностью, всё-таки Урал — опорный край державы, её, образно говоря, добытчик и кузнец. Вместе с тем, обвинять людей в нежелании работать нельзя. Совокупность факторов, повлиявших на снижение доходов из года в год, да и чудовищная пандемия только отбросила почти всех на годы назад.