В 2019 году китайские исследователи океана совершили уникальное открытие. На дне Марианской впадины, глубина которой превышает высоту Эвереста, были найдены живые организмы.
Удивительно, что на такой глубине, при высоком давлении и в абсолютной темноте существуют жизнь. Еще удивительнее факт, что обнаруженная популяция бактерий питается углеводородами, схожими по составу с нефтью.
Ученые, обеспокоенные экологической обстановкой в мировых водах, хотят наладить производственное выращивание найденных бактерий. Уже сейчас на производстве тестируется новый препарат, представляющий собой популяцию полезных бактерий, которые позволят нефтяникам без последствий утилизировать токсичные отходы производства, т. е. проводить биологическую деструкцию.
Одного килограмма такого вещества хватает, чтобы очистить содержимое бочки объемом 200 литров. Бактерии разлагают углеводороды на углерод и воду, а после исчезают. Но есть нюансы, которые нужно учитывать.
- Во-первых, бактерии должны быть выращены и подготовлены к условиям территории, где будут эксплуатироваться. Другими словами, популяции, выращенные для работы в условиях Карибского и Каспийского моря, будут различаться по свойствам.
- Во-вторых, они могут существовать только при плюсовой температуре. Скажем, на Ямале или Югре их использование не представляется возможным.
- А в-третьих, им нужен приток кислорода.
Тем ценнее находка океанологов, ведь на дне Марианской впадины давление в тысячу раз больше, чем на поверхности. Температура колеблется от 1 до 4 градусов тепла, а содержание кислорода в воде равно нулю.
Путем опытов ученым удалось в лабораторных условиях частично воссоздать экстремальные условия, свойственные дну Марианской впадины. Но все же о внедрении новой технологии в производство пока говорить рано. При этом остается открытым вопрос – откуда на дне впадины «черное золото»?
Есть версия, что их производит другая микробная популяция, до сих пор неизвестная науке. Ранее компоненты, напоминающие дизель, были найдены в особом виде водорослей, которые плавают на поверхности океана. Но сами микроорганизмы, производящие нефть на дне океана, пока не были найдены.