Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: советский подводный флот. Подводные минные заградители

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Кроме торпедных и торпедно-артиллерийских подводных кораблей в Советском Союзе с самого начала строительства подлодок разрабатывались и подводные минные заградители. Это, в общем-то, и не удивительно: минному делу в отечественном флоте традиционно уделялось большое внимание; к тому же именно России принадлежит неоспоримый приоритет в создании класса подводных заградителей (первый в истории подводный минзаг «Краб» времен 1-й мировой войны).

Помимо малоудачных попыток перестроить в заградители отдельные экземпляры торпедных лодок (серий «Щ» и «М»), а так же снабжения минно-постановочными устройствами (к сожалению, ненадежными) подводных крейсеров типа «К», советские кораблестроители разработали и запустили в производство четыре серии специализированных подводных минзагов типа «Л» («Ленинец»). Поначалу эти лодки задумывались, как заградители, главным оружием которых будут только мины, но в процессе разработки они превратились в универсальные корабли, имеющие не только минное, но и мощное торпедное вооружение.

Тип «Л» (II серия)

-2

(Л-1 -6)

В серии 6 лодок. Корабли IIсерии, хоть и относились к разряду больших лодок, были полуторакорпусными, а потому отличались упрощенной технологией сборки. Они имели хорошую остойчивость, позволявшую лодкам действовать в позиционном положении при волнении до 5 баллов, а в крейсерском – при шторме до 10 баллов. К недостаткам II серии относились неизолированные аккумуляторные ямы (из-за чего на лодках произошел ряд взрывов газа), замедленное заполнение и продувание цистерн, что сказывалось на скорости погружения и всплытия, а также неудачная конструкция торпедо-погрузочного устройства. Из-за него погрузка одной торпеды на корабль занимала 40-45 минут, а загрузка комплекта из 10 мин – 4 часа. Минная постановка осуществлялась довольно шумной цепной системой из двух кормовых труб; такое расположение труб теоретически исключало подрыв лодки на собственной мине.

Все лодки этой серии были спущены на воду в 1931, и введены в строй в 1933 гг.; а в конце 30-х гг. в связи с полученным в ходе эксплуатации опытом минные заградители были модернизированы. В частности заметно изменилась конфигурация перестроенной заново рубки.

Вид подводного минного заградителя «Л» серии II после модернизации
Вид подводного минного заградителя «Л» серии II после модернизации

Л-1, Л-2 и Л-3 вошли в состав Балтийского флота, Л-4, Л-5 и Л-6 – Черноморского флота. Л-1 встретила начало войны в ремонте; ее законсервировали, но в ноябре 1941 г лодка затонула в Неве от попаданий снарядов. В том же ноябре Л-2 при сопровождении конвоя подорвалась на минах и погибла со всем экипажем. Из черноморских «Ленинцев» погибла в апреле 1943 г Л-6; остальные лодки II серии действовали против врага до самого конца войны.

Тип «Л» (ХI серия)

-4

(Л-7 -12)

В серии 6 лодок. Строились для Тихоокеанского флота. На кораблях этой серии изменили конструкцию корпуса (удлинили нос и сделали форштевень наклонным), изолировали аккумуляторные ямы, увеличили перископную глубину (перенеся перископ из отсека в рубку), усовершенствовали системы затопления и продувки цистерн (правда, скорость погружения и всплытия изменилась незначительно). Зато улучшились мореходные качества кораблей: «Ленинцы» ХI серии могли действовать в позиционном положении при шторме до 7 баллов, а в крейсерском – до 12 баллов.

Перед началом войны эти лодки были модернизированы, и их рубки, так же, как у лодок II серии, приобрели другой вид.
Перед началом войны эти лодки были модернизированы, и их рубки, так же, как у лодок II серии, приобрели другой вид.

Все лодки серии оставались на Тихом океане до конца войны; три из них в 1945 году приняли участие в боевых действиях против Японии. Л-8 прикрывала высадку десанта на Курильские острова, Л-11 высадила десант в порту Маока (Холмск), а Л-12 торпедами потомила японский транспорт.

Тип «Л» (ХIII серия)

-6

(Л-13 -19)

В серии 7 лодок. Строились для Тихоокеанского флота с учетом приобретенного опыта. С целью улучшения ходкости удлинили корпус на 5 м и перепроектировали дизельный отсек под новые, более мощные двигатели (которые, правда, так и не установили; все лодки серии ходили под старыми дизелями). Увеличили глубину погружения и заметно сократили время погружения. Убрали шумную цепную систему постановки мин, поставили тихую тросовую (при этом комплектность мин в одной трубе с 10 уменьшилась до 9). Вновь увеличили перископную глубину путем удлинения перископа. Улучшили обитаемость отсеков.

Все лодки служили на ТОФ. В 1942 г Л-15 и Л-16 отправились в кругосветный переход на Северный флот, но у берегов США Л-16 была потоплена японской подлодкой. Л-15 дошла; на Севере совершила 7 боевых походов. В 1945 году четыре лодки этой серии участвовали в боевых действиях против Японии. Л-14 встреч с противником не имела, Л-17 имела контакт, но не атаковала, Л-18 высадила десант в порту Маока (Холмск), Л-19 сообщила о потоплении японского транспорта, но из похода не вернулась.

Тип «Л» (ХIII-38 серия)

-7

(Л-20 -25)

В серии 6 лодок. Так как предыдущие корабли получились удачными, было решено построить такие же лодки для флотов европейской части Союза; все они были заложены в 1938 году, поэтому серия получила название ХIII-38. Отличие от серии ХIII заключалось в установке новых, более мощных дизелей, монтаже значительной части механизмов на резиновых амортизаторах (что заметно снизило шумность), и изменении конструкции минных труб, благодаря чему комплектность мин в каждой трубе опять увеличилась до 10-ти.

Л-20 -22 строились в Ленинграде, Л-23 -25 – в Николаеве; начало войны застало их недостроенными. Л-20 и Л-22 в сентябре 1941 отбуксировали по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск, где они были достроены, вступили в состав Северного флота и воевали до конца войны. Л-21 осталась на Балтике на консервации; в мае 1942 г потоплена в Неве попаданием снаряда. Впоследствии поднята, достроена, и с августа 1943 г участвовала в боевых действиях в составе КБФ. Черноморские Л-23 и Л-24 к концу 1941 года были достроены и введены в состав ЧФ. Л-24 погибла в походе в декабре 1942, а Л-23 – в январе 1944 г. Недостроенная Л-25 в декабре 1944 г затонула при буксировке в Севастополь из-за начавшегося шторма.

-8

По книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945».

2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки

2МВ: советский подводный флот. Средние подлодки

2МВ: советский подводный флот. Малые и «иностранные» подлодки

2МВ: советский подводный флот. Боевая результативность

2МВ: самые результативные подлодки СССР

2МВ: советский подводный флот. Самые результативные асы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории