Если вы у разных водителей по полисам ОСАГО сравните цены, то поймете, что они могут весьма различаться. Справедливо ли это? От чего вообще зависит, что кому-то скидывают стоимость, а кому-то – наоборот? Не накручивают ли лишнего?
Давайте разберемся, на основе чего вообще формируется цена ОСАГО.
Цена ОСАГО суммируется из следующих 9 показателей:
1) базовая ставка. Ее наибольшее и наименьшее значения устанавливаются Центробанком РФ в рублях в зависимости от типа и категории транспорта.
При этом страховые фирмы по нынешнему законодательству РФ могут самостоятельно выбирать базовый тариф, исходя из утвержденного тарифного коридора.
Так, тарифный коридор в 2021 г. составляет:
- для граждан – хозяев легковушек – от минимальных 2471 до максимальных 5436 руб.;
- для владельцев легковых такси – от 2877 до 9619;
- для собственников маршруток – от 3905 до 7399;
- для юридических лиц – от 1646 до 3493 руб.;
2) регион, где зарегистрирован владелец данного транспортного средства. Наибольшая цена предусмотрена для мегаполисов. Так, москвичи и питерцы платят гораздо больше, чем остальные.
И дело тут не в доходах населения, а в статистике происшествий в разных субъектах РФ. Поэтому, к примеру, в столице коэффициент ОСАГО равен 2,0, а в Чеченской Республике – 0,6;
3) статус автовладельца – физическое или юридическое лицо. Понятно, что «юрикам» придется платить больше, чем «физикам»;
4) возраст и стаж вождения автовладельца. Чем старше возраст хозяина авто и чем больше у него стаж вождения, тем меньше применяемый к нему коэффициент.
Причем это рассчитывается для каждого из лиц, допущенных к управлению данным автомобилем;
5) мощность двигателя автомобиля. Здесь логика проста: чем более мощный двигатель – тем больше за него придется заплатить.
Минимум (коэффициент 0,6) платят хозяева «табуна» менее 50 лошадиных сил, максимум (коэффициент 1,6) – более 150 лошадиных сил;
6) срок действия полиса. Для договора ОСАГО от 3 до 9 месяцев коэффициент варьирует от 0,5 до 0,95; от 10 до 12 месяцев – принимается равным 1;
7) число водителей, имеющих допуск к управлению данным транспортным средством. Тут логика также проста: чем больше народу вы планируете «допускать к тeлy» вашего «железного коня», тем больше денег придется выложить на страховку.
Коэффициент при ограниченном количестве допущенных равен 1; при неограниченном – 1,8;
8) наличие прицепа. Этот фактор влияет на стоимость страховки для юридических лиц.
Он зависит от сроков. Если машину с прицепом планируется использовать 2 месяца, устанавливается коэффициент 0,5; если более 10 месяцев – коэффициент равен 1.
Отдельной страховки для прицепа не требуется, он вписывается в основной полис;
9) коэффициент бонус-малус, или КБМ. Это показатель так называемого безаварийного вождения. То есть число аварий, в которых участвовала данная машина и которые были спровоцированы ее владельцем. И тут логика также проста: поощряются те, кто водит более безопасно.
Бонус-малус влияет на цену ОСАГО и может иметь разные значения:
- при 1-м получении он равен 1. Каждый новый год, когда не было зарегистрировано ДТП по вине данного водителя, ему КБМ уменьшается на 0,05;
- минимум, которого может достигнуть КБМ, – 0,5. Если вы достигли такого показателя, можете рассчитывать на 50%-ную скидку на полис ОСАГО;
- максимум КБМ равен 2,45. Он достигается при постоянных авариях по вине данного автовладельца.
Кстати, если в ДТП виновны все его участники – водители, то выплаты по ОСАГО они получат все вместе. Но размер выплат по ОСАГО будет неравномерным, а соразмерным:
при 2 виновных каждый из них получит по 50% от величины урона;
при 3 виновных каждому выплатят по 33,3%;
и т. п.
Итак, как видите, все логично и никакой несправедливости нет. Во всяком случае, чисто теоретически.
Что до практики – теперь вы знаете, на основе чего формируется стоимость ОСАГО, и можете контролировать цену, которую выставит вам конкретная фирма.
Кстати, в Интернете есть множество сайтов с калькуляторами ОСАГО. Там можно подсчитать, какой выйдет его цена конкретно для вас. При этом надо знать точно все данные – как ваши, так и водителей, которых вы хотите допустить к управлению вашим автомобилем.
В продолжение темы читайте статью «Кому больше подойдет страхование КАСКО, а кому – ОСАГО», а также статью «Ремонт авто по ОСАГО: 8 полезных фишек закона, которые важно знать».