Читая философские тексты, можно встретить понятия ноумен и феномен, особенно активно использовавшиеся Иммануилом Кантом. В этой статье я простым языком и максимально понятно попытаюсь объяснить, в чем суть этих понятий.
Начнем с ноумена. Термин начали использовать греческие философы, в частности, он есть у Платона и у неоплатоников. Это понятие означает мир умопостигаемых сущностей, то есть вещей, существующих вне нашего чувственного восприятия. Иными словами - то, что можно мыслить, но невозможно воспринять органами чувств.
В отличие от ноумена, феномен является предметом чувственного мира, то есть он дан нам в ощущениях. Отсюда греки выводили, что в процессе познания есть два основным метода постижения истины - один чисто рациональный, то есть имеет дело с идеями, мыслями, а другой эмпирический, то есть связанный с опытом, когда знания человек получает благодаря своим органам чувств.
Например, субстанцию (основу мира) мы можем только мыслить, это понятие ноуменальное. А мороженое мы можем ощутить на вкус, увидеть его и т.д. То есть это предмет феноменального мира.
Средневековая философия переняла многое из учения Платона и неоплатоников, в том числе понятия ноумена и феномена. Особое внимание мыслители того периода уделяли ноумену, поскольку ассоциировали его с тем, что имеет отношение к Богу. Поскольку в религиозной философии Бог - центральное понятие, то и понимание истины было теологическим. Бог отождествлялся с истиной.
Значит, истина существует объективно, независимо от того, знаем мы ее или нет. Цель познания - постижение этой истины, то есть Бога.
Можно упомянуть понимание ноумена у катаров, которых официальная церковь считала еретиками. Согласно их учению, чувственный (феноменальный) мир, в котором существуют люди, на самом деле не истинен, потому что Бог его не создавал. Именно поэтому он конечен, подвержен смерти. В отличие от этого конечного, насквозь несовершенного мира, истинный мир - ноуменальный. Он создан Богом. То есть мир ноуменов истинен и первичен.
Противоречия ноуменального и феноменального миров нашли свое выражение потом в схоластическом споре между номиналистами и реалистами.
В Новое время понятия ноумена и феномена в своей трансцендентальной философии использовал И. Кант, о чем было упомянуто выше. Он рассматривал их уже в рамках рациональной философии, выйдя за рамки теологии. Для Канта ноуменальный мир - внеопытный, то есть он вне рамок чувственного опыта. Поэтому его невозможно познать до конца. Таким образом, мир ноуменов - это вещь-в-себе.
Феномены же относятся к познаваемой части мира, поскольку доступны нам благодаря опыту. Это вещь-для-нас. Про ноумены мы можем только думать, с феноменами же имеем дело в реальности.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: