Найти тему
ИстПросвет

"Императрица Мария": почему взорвался мощнейший корабль русского флота

Оглавление

Линейный корабль дредноут российского флота "Императрица Мария" был лучшим кораблём Черноморского флота и погиб при крайне странных обстоятельствах. Что же с ним случилось?

Русский линкор
Русский линкор

Линкор был заложен 11 июня 1911 года верфи в Николаеве вместе с такими же как он судами "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". На флоте считали, что корабль назван в память о флагмане адмирала П.С. Нахимова, участвовавшем в битве при Синопе. Во дворце же, давая имя плавучему гиганту, имели в виду вдовствующую императрицу Марию Александровну, мать Николая II.

Как бы то ни было, но уже осенью 1913 года корабль встал на воду, а в 1915 году его окончательно довели до ума. Жарким летним днём линкор прибыл из Николаева в Севастополь и встал на рейд.

"Императрица Мария", около 1915 года
"Императрица Мария", около 1915 года

Конструктивные недостатки

На палубу поднялись члены Постоянной комиссии для окончательной приёмки судна. Проверка показала, что "Императрица Мария" имеет неправильную осадку, из-за которой при шторме волны заливают палубу, а корабль теряет управляемость. Но главный недостаток обнаружился в системе охлаждения артиллерийских погребов. Их температура не снижалась даже после суточной работы холодильных установок.

К сожалению, корабль был принят в строй, и больше к этому вопросу не возвращались - исправить выявленные недостатки мешала война.
Линкор "Императрица Мария" около Херсонесского маяка
Линкор "Императрица Мария" около Херсонесского маяка

Взрыв неопределенной причины

Корабль стал хорошим подспорьем Черноморскому флоту. Он действовал в сражениях с турками при Зонгулдаке, громил из орудий во время обстрела Варну и Евксиноград, а в начале 1916 года прикрывал высадку войск в Трапезундской десантной операции. Одно время "Императрица Мария" числилась флагманским кораблём командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.В. Колчака.

Трагедия произошла в октябре 1916 года. Линкор "Императрица Мария" стоял на севастопольском рейде, неподалёку от берега. Вдруг жители города услышали страшный взрыв и прямо на их глазах корабль начал тонуть и скрылся под водой. Погибло 225 матросов и офицеров, 85 человек тяжело пострадало.

Комиссия выяснила только одно - на линкоре взорвались пороховые погреба. Впрочем, это и без того было ясно как белый день. Что же касается причин взрыва - тут мнения экспертов резко разошлись. Одни говорили, что порох вспыхнул без всякой причины, по одному только свойству к воспламенению, другие считали гибель линкора результатом нарушения техники пожарной безопасности, третьи возлагали вину на немецких диверсантов.

Последняя версия преобладала. В ответ на это критики утверждали, что "сказка" про диверсантов как нельзя лучше соответствует видам флотского начальства, желающего дисциплинарных взысканий за низкий уровень противопожарной безопасности на судне.

Линкор "Императрица Мария" в походе
Линкор "Императрица Мария" в походе

Следствие ГПУ

Версия о диверсии неожиданно всплыла на поверхность в 1934 году. В это время следователь ГПУ Лукин вёл дело некоего Виктора Вермана. Выяснилось, что Верман был тайным немецким агентом ещё в годы гражданской войны и продолжил эту деятельность в советское время.

Согласно мнению Лукина, в октябре 1933 года Верман организовал поджог цеха по производству подводных лодок на судостроительном заводе в Николаеве. В ходе допросов, немецкий агент признался следователю, что это он взорвал "Императрицу Марию" в 1916 году.

Одна из попыток подъёма "Императрицы Марии"
Одна из попыток подъёма "Императрицы Марии"

Можно ли верить писателю Лукину

Закончив службу в ГПУ, Лукин "заделался" в писатели и сочинил повесть "Обманчивая тишина", в которой красочно изобразил диверсионную операцию Вермана против флагманского корабля Черноморского флота.

Однако возникает вопрос, зачем прожжённому немецкому агенту нужно было рассказывать о преступлении, в котором его никто не обвинял? Да и время (середина 1930-х) было своеобразным - тогда повсеместно искали шпионов и находили их на каждом шагу. Наконец, хорошо известно, что органы ГПУ, в которых трудился Лукин, пользовались специфическими методами дознания, и вполне могли заставить Вермана пойти на самооговор.

Постскриптум

В заключение выскажу своё мнение. Лично я не торопился бы с обвинениями в адрес немецкой диверсионной службы. На примере подводной лодки "Курск" мы знаем, что порох взрывается и без иностранного вмешательства.

Что же касается линкора "Императрица Мария", то его несколько раз пытались поднять и восстановить, но в 1927 году отчаялись и разобрали на металлолом.