Линейный корабль дредноут российского флота "Императрица Мария" был лучшим кораблём Черноморского флота и погиб при крайне странных обстоятельствах. Что же с ним случилось?
Линкор был заложен 11 июня 1911 года верфи в Николаеве вместе с такими же как он судами "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". На флоте считали, что корабль назван в память о флагмане адмирала П.С. Нахимова, участвовавшем в битве при Синопе. Во дворце же, давая имя плавучему гиганту, имели в виду вдовствующую императрицу Марию Александровну, мать Николая II.
Как бы то ни было, но уже осенью 1913 года корабль встал на воду, а в 1915 году его окончательно довели до ума. Жарким летним днём линкор прибыл из Николаева в Севастополь и встал на рейд.
Конструктивные недостатки
На палубу поднялись члены Постоянной комиссии для окончательной приёмки судна. Проверка показала, что "Императрица Мария" имеет неправильную осадку, из-за которой при шторме волны заливают палубу, а корабль теряет управляемость. Но главный недостаток обнаружился в системе охлаждения артиллерийских погребов. Их температура не снижалась даже после суточной работы холодильных установок.
К сожалению, корабль был принят в строй, и больше к этому вопросу не возвращались - исправить выявленные недостатки мешала война.
Взрыв неопределенной причины
Корабль стал хорошим подспорьем Черноморскому флоту. Он действовал в сражениях с турками при Зонгулдаке, громил из орудий во время обстрела Варну и Евксиноград, а в начале 1916 года прикрывал высадку войск в Трапезундской десантной операции. Одно время "Императрица Мария" числилась флагманским кораблём командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.В. Колчака.
Трагедия произошла в октябре 1916 года. Линкор "Императрица Мария" стоял на севастопольском рейде, неподалёку от берега. Вдруг жители города услышали страшный взрыв и прямо на их глазах корабль начал тонуть и скрылся под водой. Погибло 225 матросов и офицеров, 85 человек тяжело пострадало.
Комиссия выяснила только одно - на линкоре взорвались пороховые погреба. Впрочем, это и без того было ясно как белый день. Что же касается причин взрыва - тут мнения экспертов резко разошлись. Одни говорили, что порох вспыхнул без всякой причины, по одному только свойству к воспламенению, другие считали гибель линкора результатом нарушения техники пожарной безопасности, третьи возлагали вину на немецких диверсантов.
Последняя версия преобладала. В ответ на это критики утверждали, что "сказка" про диверсантов как нельзя лучше соответствует видам флотского начальства, желающего дисциплинарных взысканий за низкий уровень противопожарной безопасности на судне.
Следствие ГПУ
Версия о диверсии неожиданно всплыла на поверхность в 1934 году. В это время следователь ГПУ Лукин вёл дело некоего Виктора Вермана. Выяснилось, что Верман был тайным немецким агентом ещё в годы гражданской войны и продолжил эту деятельность в советское время.
Согласно мнению Лукина, в октябре 1933 года Верман организовал поджог цеха по производству подводных лодок на судостроительном заводе в Николаеве. В ходе допросов, немецкий агент признался следователю, что это он взорвал "Императрицу Марию" в 1916 году.
Можно ли верить писателю Лукину
Закончив службу в ГПУ, Лукин "заделался" в писатели и сочинил повесть "Обманчивая тишина", в которой красочно изобразил диверсионную операцию Вермана против флагманского корабля Черноморского флота.
Однако возникает вопрос, зачем прожжённому немецкому агенту нужно было рассказывать о преступлении, в котором его никто не обвинял? Да и время (середина 1930-х) было своеобразным - тогда повсеместно искали шпионов и находили их на каждом шагу. Наконец, хорошо известно, что органы ГПУ, в которых трудился Лукин, пользовались специфическими методами дознания, и вполне могли заставить Вермана пойти на самооговор.
Постскриптум
В заключение выскажу своё мнение. Лично я не торопился бы с обвинениями в адрес немецкой диверсионной службы. На примере подводной лодки "Курск" мы знаем, что порох взрывается и без иностранного вмешательства.
Что же касается линкора "Императрица Мария", то его несколько раз пытались поднять и восстановить, но в 1927 году отчаялись и разобрали на металлолом.