Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Загадки Старого Китая, или как обычные предметы становятся необычным оружием

В одной из предыдущих статей разбирали важный навык, который в давние времена подразумевался априори для воинского сословия, причем не только на Дальнем Востоке. Это навык использования повседневных бытовых предметов в качестве оружия в ситуации, когда настоящего оружия в момент внезапной опасности по какой-либо причине не оказалось под рукой:

Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое.

Интересно отметить, что некоторые читатели предложили оспорить сей тезис, вернув из 90-х прошлого века популярный миф о том, как крестьяне использовали бытовые предметы - ибо у них не было доступа к обычному оружию типа мечей и конечно же копий, а копье очень долгое время и как минимум до активного распространения огнестрельного оружия считалось вершиной владения холодным оружием.

Что тут хочется сказать...

Уже много раз говорилось на эту тему, но приходится повторять похоже многократно. Но как говорил еще Овидий:

repetitio est mater studiorum

Primo:

Простым крестьянам и ремесленникам приходилось обычно работать практически весь световой день, причем это усугублялось китайской спецификой деревенского уклада, так называемой конфуцианской автаркией, делающей деревню практически полностью самообеспечиваемой замкнутой системой с натуральным обменом, арендой и субарендой земельного надела и средств производства, где тесная взаимосвязь местного чиновничества, судейства и крупных землевладельцев только усугубляла закабаление простого крестьянства.

-2

Короче, простым людям было не до #ушу, которым занимались обычно так называемые помещичьи войска или деревенская милиция. Их же по сути содержали состоятельные землевладельцы, шэньши или сама деревня, которая, кстати, могла предоставлять кому-то свои услуги по защите. За плату, естественно.

Один из отрядов деревенского ополчения конца Цин. Обратите внимание на оружие, оно однообразно, это  копье и дао. Алебарда и парные крюки выделяются из общей массы.
Один из отрядов деревенского ополчения конца Цин. Обратите внимание на оружие, оно однообразно, это копье и дао. Алебарда и парные крюки выделяются из общей массы.

Более подробное об этом можно прочитать в статье "Кто, когда и почему занимался боевыми искусствами в Китае?". Более подробно этот вопрос разбирается в фундаментальной работе Ильи Профатилова "Социальные корни и генезис ушу в старом Китае": Часть I , Часть II , Часть III , Часть IV , Часть V , Часть VI .

-4

Secundo:

Владение каким-либо подручным предметом в качестве эффективного в бою оружия обычно требует гораздо больше работы, ибо изначально предметы быта для этого не предназначены. Их делали и оптимизировали под совсем иные и совсем мирные задачи. В отличие от оружия, у которого изначально задача понятна.

Именно поэтому в среде занимающихся боевыми искусствами, не важно - армия это или деревенское ополчение, в первую очередь важно было уметь эффективно пользоваться основными видами, длиннодревковыми и короткими.

-5

Обычно это были копье и шест, обоюдоострый цзянь или однолезвийный дао, также практиковалось разное гибкое и метательное оружие. Навыки длительной работы с основными четырьмя видами создавали фундамент работы со всем остальным многообразием китайского оружия. В сочетании с безоружными техниками эти навыки уже давали понимание доступных действий с учетом формы/габаритов и убойных возможностей различных предметов, выстраивали культуру движений и в итоге позволяли использовать любую вещь в качестве временной замены оружию. И такой вещью часто становился предмет обихода, который обычно при себе. Например, веер, о чем говорилось ранее. И такой предмет быта уже старались оптимизировать, чтобы повысить его боевые качества.

Однако действительно, китайская история знает интересные примеры, когда совсем уж предмет мирного назначения становился оружием, которое потом даже заносилось в соответствующие своды. Приведем два простых, но малоизвестных у нас примера.

Простая каменная печать, достаточно понятный и распространенный предмет жизненного уклада.
Простая каменная печать, достаточно понятный и распространенный предмет жизненного уклада.

Когда Первый император объединил Поднебесную, он также постановил: отныне только императорская печать будет делаться из нефрита, остальным в древние времена приходилось пользоваться другими материалами: важные чиновники - золотом или серебром, а кто уж совсем победнее камнем или железом.

Официальные печати и частные печати, которые дошли к нам из прошлого, в основном являются медными. Они обычно квадратные и составляли 2–3 см и редко более 3 см. Во времена династий Суй и Тан размер печатного тела увеличивался, а поверхность печатного изображения обычно составляла более 5 см в квадрате, а некоторые - более 10 см.
Официальные печати и частные печати, которые дошли к нам из прошлого, в основном являются медными. Они обычно квадратные и составляли 2–3 см и редко более 3 см. Во времена династий Суй и Тан размер печатного тела увеличивался, а поверхность печатного изображения обычно составляла более 5 см в квадрате, а некоторые - более 10 см.

По сути дела десятисантиметровая бронзовая печать - это довольно увесистый кастет. И возможно именно в ту пору, в арсенале монахов монастыря #Шаолинь появляется специальное парное оружие - железная печать (铁印 tiěyìn).

В отличие от стандартных и квадратных печатей, эта "боевая печать" была прямоугольной примерно 25 на 10 см. В общем, припечатать монахи могли от души!
В отличие от стандартных и квадратных печатей, эта "боевая печать" была прямоугольной примерно 25 на 10 см. В общем, припечатать монахи могли от души!

Кстати, именно монахи этой обители 620 году помогли танскому императору Ли Шиминю (李世民 Lǐ Shìmín, 599—649), после чего монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. "Совпадение? не думаю!" :)

Другой интересный пример трансформации совершенно мирного предмета домашнего обихода в каноническое оружие шаолиньских монахов - это... зеркало! Напомню, зеркало делалось путем полировки металла и достаточно долго было дорогим и сложным в изготовлении, поэтому недоступным для подавляющего большинства жителей Поднебесной. Личное зеркало могли позволить себе совсем небедные люди.

В данном случае обычное зеркало претерпело уже более серьезные метаморфозы - его скрестили с клинком, получив своеобразное оружие - баоцзин (宝镜 bǎojìng) длиной чуть более семидесяти сантиметров.
В данном случае обычное зеркало претерпело уже более серьезные метаморфозы - его скрестили с клинком, получив своеобразное оружие - баоцзин (宝镜 bǎojìng) длиной чуть более семидесяти сантиметров.

Такое вот необычное оружие в годы Мин было монахами унифицировано и вошло в Шаолиньский оружейный канон из двух с лишним сотен видов, и формальные комплексы - #таолу с такой вот экзотикой дошли и до наших дней. Но зачем они нужны? Это не предмет постоянного использования, что может оказаться при себе в трудную минуту, и не стандартное оружие, что может встретиться на Пути.

-10

Вопрос неоднозначный. Классический ответ на него: для самосовершенствования культуры владения собственным телом и сознанием посредством работы с нестандартным предметом, ведь как мы помним - монахам запрещено убивать живых существ, не так ли? :)

Продолжение следует...

Данная статья не является учебным пособием, заниматься желательно под присмотром опытного наставника.

Дм. Моисеев, СПб - 2021

Оружие
2735 интересуются