Найти тему
Этому не учат в школе

Советская задача с пуговичной фабрики. А вы спрашиваете: "Где мне ваша физика пригодится?"

Часто логические советские задачи приходили в учебники не из теории, а из практики. На заводе, на фабрике, на производстве возникала какая-то задача, её, разумеется, успешно решали. А потом эту задачу в качестве примера отправляли в школьные учебники. Чтобы не возникало у детей вопросов типа: "Где мне ваша физика/математика/химия/география пригодится в реальной жизни?". Такие задачи называются качественными. То есть для их решения не нужны формулы.

Вот как раз пример такой задачи, который пришел в учебники с пуговичной фабрики.

На фабрику каждый день привозят по 50-100 кг старых пуговиц. Они либо деревянные, либо костяные. На вид абсолютно одинаковые. Одинаково отполированы, одинаково покрашены, одинаково покрыты лаком. С виду даже профессионал не отличит деревянную пуговицу от костяной.

Если соскоблить краску или разломить пуговицу пополам, то да, тогда стразу стает понятно, из чего сделана пуговица, но это ж пуговицу испортить придется. К тому же делать это с каждой пуговицей поодиночке — а их в одном-то килограмме ого-го сколько — та ещё канитель.

Но на фабрике отделять костяные пуговицы от деревянных научились в два счета, буквально за минуту по 10-20 килограмм можно отсортировывать. При этом все пуговицы целыми остаются, ни одной не портят. Как это делается?

Фото: forum.evpatorg.com (ник пользователя: Алексей Постоялец)
Фото: forum.evpatorg.com (ник пользователя: Алексей Постоялец)

Ответ на вопрос, как в любой школьной качественной задаче лежит на поверхности. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы ответить правильно. Любой семиклассник в принципе должен дать верный ответ.

Тут я предлагаю вам остановиться и пока что не читать дальше, чтобы ненароком не увидеть ответ. Напрягитесь.

-2

Решение

Вспоминаем тему плотности веществ, 7 класс. Там говорится, что вещества, у которых плотность больше плотности воды (1000 кг/куб.м), тонут в воде, а вещества, у которых плотность меньше — плавают на поверхности. Это раз.

Два — это то, что плотность поделочной кости всегда больше плотности воды, а плотность дерева всегда меньше. То есть все пуговицы надо побросать в бочку с чистой водой. Все костяные пуговицы быстро утонут и останутся лежать на дне, а все деревянные всплывут и будут плавать на поверхности. Таким образом можно не только очень быстро различать разные типы пуговиц, но и очень быстро их сортировать: сначала собираем деревянные пуговицы с поверхности, а потом собираем костяные пуговицы со дна.

Вот и вся задача? Как вам такие жизненные вопросы? По мне так и для детей интересней и для страны лучше, что физика будет не только теоретической, но и прикладной. Ну и конечно подписывайтесь на мой канал на Ютубе.

Ещё интересно: "Если вы разгадаете хотя бы три ребуса из шести, вы очень сообразительны" — ребусы для математиков

Советская загадка про три замка, которую современные школьники не решили

Как Макс Вертгеймер хотел одурачить Альберта Эйнштейна. Задача уже 87 лет вводит людей в заблуждение