Следующий город нашего путешествия, Мекеле, стал для нас отправной точкой для поездки к вулкану Эрта Але, поэтому алгоритм был незамысловатый: прилет – гостиница – выезд в джип-тур. Переночевали мы в трехзвездочном Atse Yohannes Hotel на Selam street, 14, все на уровне.
Да и вообще центр провинции Тиграй – вполне современный город, есть даже туристические агентства. Благодаря одному из них, «WorldSun Ethiopia Travel and Tours», и его руководителю Negasi Teklay мы и смогли осуществить нашу незабываемую поездку на вулкан. С Негаси мы списались еще за полгода до поездки, обговорили условия и ударили по рукам.
С утра на трех джипах в составе интернациональной группы мы выехали из Мекеле. Одну машину заняли испанская и голландская пары, другую – японцы (три девушки и парень), а в третьей расположились мы.
Через пару часов мы заезжаем в небольшой городок Берхале для оформления пермита на посещение территории, контролируемой афарскими племенами. Вообще афары - скотоводы-кочевники, но специфика региона с перманентными межэтническими конфликтами и близость границы с Эритреей внесли свои коррективы в образ жизни и занятия афаров. Когда-то афарские племена воевали на стороне эритрейских повстанцев, но позже перешли на сторону государства. Хотя проблемы остаются – афары живут и в Эфиопии, и в Эритрее, и в Джибути. А эритрейские партизаны периодически делают вылазки на эфиопскую территорию, минируя дороги и похищая туристов. К тому же в регионе всегда была довольно напряженная обстановка из-за пограничных споров с Суданом, конфликтов между афарами и сомалийцами, а также деятельности оппозиционного ныне, а когда-то правящего в стране Народного фронта освобождения Тиграя, что и вылилось в итоге в гражданскую войну в Эфиопии. Остается надеяться, что страна не погрузиться в пучину сепаратизма и этнических чисток, и на этой древней земле воцарится мир.
А на момент нашей поездки продажа разрешений на проезд через афарские земли и обязательный найм охранников-афаров были и объективной необходимостью для туристов, и постоянным гешефтом этого кочевого племени.
К востоку от Мекеле эфиопское нагорье резко понижается до одной из самых глубоких континентальных низменностей на земле – пустыни Данакиль (Danakil Depression), простирающейся от Красного моря до системы африканской Долины Разломов.
Температура «за бортом» сразу существенно повышается – эта засоленная пустыня считается самым жарким местом на планете по параметру среднегодовой температуры (34,4°С). Столбик термометра может подыматься здесь до 66°С, а почва нагревается аж до 70°С. В течение года в пустыне выпадает не более 200 мм осадков.
Не очень понятно, как в таких условиях живут афары. Признаков цивилизации здесь нет вообще, все необходимое, включая воду, загружено в джипы еще в Мекеле.
А когда-то здесь был океан, от которого и остались огромные залежи соли, глубина которых в некоторых местах доходит до 5 км. Именно здесь в местечке Hadar в1974 году была найдена знаменитая Люси – скелет австралопитека афарского, жившего здесь около 3,2 млн. лет назад. Это прямой предок современного человека, а в 2015 году в этих местах была найдена челюсть одного из первых людей возрастом 2,8 млн. лет.
Пустыня является сейсмически активной зоной, часть ее покрыта лавовыми потоками, в других местах расположены соленые озера и причудливые образования, порожденные деятельностью вулканов под массивной соляной толщей.
Здесь находится соляной купол самого низкого на суше вулкана - на 48 метров ниже уровня моря. Афары назвали его Даллол – распад, растворение. В 1926 году произошло последнее извержение вулкана. Кратер вулкана находится глубоко под землей, и сама лава на поверхность не выходила. Но от контакта с раскаленной магмой произошло взрывообразного испарение подземных вод, в результате чего на поверхности образовалось множество мелких озер с растворенными в воде солями. Вулкан активен до сих пор: кипящая вода, кислоты и газы поднимаю наверх различные минералы, образовывая на поверхности сюрреалистические ландшафты.
Насыщенные магнием водоемы имеют фиолетово-желтый цвет и температуру свыше 100°C, а бурлящие источники с раствором хлористого магния прозрачны как чистая вода, но их температура может доходить до 128°С. Самородная сера вносит в эту невероятную палитру желтый цвет, серная кислота – зеленый, а нефть образует коричневатые озера.
Фумарольные газы и ядовитые испарения кислотных озер обеспечивают своеобразную ароматическую композицию этого места, а ветер выступает в роли скульптора, создавая из соляных образований причудливые фигуры, башни и террасы.
По афарским преданиям в этом некогда плодородном месте демоны воды, земли, огня и воздуха затеяли сражение за обладание долиной. И сегодняшние пейзажи – последствия той битвы, в которой не было победителей.
Авиабилеты, перелет и план путешествия
Гондэр: Debre Berhan Selassie и Сименские горы