О буддизме существует много мифов. Кто-то считает, что Будда – это такой же бог, как Иисус Христос в христианстве или Аллах в исламе. Кто-то утверждает, что буддисты поклоняются богу так же, как христиане или мусульмане, просто они иначе ему поклоняются. Кто-то вообще думает, что буддизм – это не религия, а всего лишь философия. В общем мифов много и в данном видео я разберу проблему существования бога в буддизме.
Сначала расскажу немного о буддизме, чтобы было понятно, что это за религия такая.
Буддизм многоконфессионален. В нем очень много направлений, и это неудивительно, ведь ему уже 2,5 тысячи лет.
Самая распространенная классификация направлений буддизма весьма условна, и она показывает, что существует три крупных ветви буддизма – это тхеравада, махаяна и ваджраяна.
На самом деле направлений в десятки раз больше, просто есть традиция классифицировать буддизм именно по этим трем направлениям.
Чтобы обезопасить себя от буддийских ревнителей, повторюсь, что это условная классификация. На самом деле в буддизме много чего перемешано, тот же тибетский буддизм, знаменитым представителем которого является Далай-Лама 14, включает в себя традиции махаяны и ваджраяны одновременно.
Важно отметить, что буддизм как религию можно отнести к так называемым атеистическим религиям, или нетеистическим. Эти религии атеистичны в том смысле, что для них идея всемогущего бога-творца не является центральной идеей вероучения. Грубо говоря, буддизму плевать, есть ли Бог-творец, нет ли его, потому что этот бог всё равно не является всемогущим, и тот же Будда в сотню раз покруче будет этого бога.
Смысл буддизма в том, что Будда достиг просветленного состояния, он достиг нирваны. Нирвана – это важнейшая идея в буддизме, она означает состояние небытия, затухания круговорота жизни, когда существо перестает быть существом и выходит вон за рамки колеса сансары. Нирвана – это когда человеческое Я будто исчезает, растворяется, перестает быть собой, это полное прекращение вечного страдания. Поэтому буддистам не нужен бог-творец-спаситель мира, ведь он не способен спасти буддиста от вечного мученического перерождения.
Это надо запомнить. В этом и есть смысл буддизма. Это база. Однако я не просто так упомянул тхераваду, махаяну и ваджраяну как три крупные ветви буддизма. В каждом из этих направлений идея бога имеет особое осмысление. Начнем с тхеравады. Что это такое?
Тхеравада
Тхеравада – это одна из самых древних школ буддизма, тхераваду можно считать наиболее ортодоксальным, и как следствие, наиболее атеистическим направлением буддизма. Она доминирует в таких буддийских странах, как Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Лаос и Шри-Ланка.
Для тхеравады основатель буддизма Будда Шакьямуни не является богом. Однако тхеравада признает существование богов. Вообще, в целом буддизм не отрицает богов, боги существуют, но они смертны, даже если им кажется, что они бессмертны, боги, как и люди зависимы от круга перерождения. Даже самые старые и могущественные боги, типа Брахмы, тоже подвержены перерождению.
Отсюда для тхеравады не существует концепции бога-творца. Он просто невозможен, ведь любое явление зависит от предыдущего. Мироздание - это круг, бесконечный цикл. И единственный способ спасения – это выход из круга.
Махаяна
А как дела обстоят в Махаяне? Махаяна – это самое распространенное направление в буддизме, последователей около 300 миллионов. Махаяна распространена в таких странах как Китай, Япония, Вьетнам, Непал, Монголия, Южная Корея.
Будда Шакьямуни в махаяне имеет божественный статус, но богом-творцом не является. Махаяна полагает, что Будда действительно является могущественным божеством, у которого есть три способа бытия, или три ипостаси: первое – сущностное тело, это абсолютное проявление духовной сущности Будды, Будда в данном случае выступает как подлинная высшая реальность; второе – это Будда как божественное тело, которое дает знания своим последователям посредством опыта медитации; третье – это Будда как физическое лицо, проявленный в нашем мире.
Помимо Будды в махаяне есть огромнейший сонм богов, и многим из них буддисты молятся и поклоняются.
Ваджраяна
В ваджраяне дела обстоят еще сложнее. Ваджраяна – это наиболее эзотерическое направление буддизма, примечательной чертой которого является практика тантры, то есть особой мистической медитации. Ваджраяна распространена в Монголии, Тибете, России, Непале, Японии.
Ваджраяна повторяет махаянскую концепцию природы Будды, но по вопросу существования Бога-творца имеет некоторые особенности.
Дело в том, что в 5 веке н.э. в традиции тантрического буддизма появилась концепция Ади-Будды. Ади-Будда переводится как «Первоначальный Будда». Американский исследователь буддизма Брюс Алан Уоллес полагает, что данный концепт отлично соотносится с идеей о боге-творце, ведь вся вселенная есть проявление Ади-Будды.
Таким образом, главная идея моего выступления заключается в том, что в буддизме есть все: и бог-творец, и отсутствие бога-творца, и Будда как пробужденный человек, и Будда как могущественное божество, также в буддизме есть огромное количество индийских, китайских, тибетских и японских богов. Такое разнообразие обеспечено тем, что буддизм невероятно древняя традиция, в которой накопилось очень много онтологических и космологических идей. Просто все зависит от конкретного буддийского направления.
Отсюда полезный совет: если вы будете вести интеллектуальные беседы о буддизме и вам скажут, что Будда в буддизме – это никакой не бог, и что бога-творца в буддизме нет, то можете смело ответить: буддизм очень разный, и там есть как позитивные примеры обсуждаемого предмета, так и негативные.
Ролик для просмотра: