Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Является ли Будда богом в буддизме и признают ли буддисты существование богов

Оглавление

О буддизме существует много мифов. Кто-то считает, что Будда – это такой же бог, как Иисус Христос в христианстве или Аллах в исламе. Кто-то утверждает, что буддисты поклоняются богу так же, как христиане или мусульмане, просто они иначе ему поклоняются. Кто-то вообще думает, что буддизм – это не религия, а всего лишь философия. В общем мифов много и в данном видео я разберу проблему существования бога в буддизме.

Сначала расскажу немного о буддизме, чтобы было понятно, что это за религия такая.

Буддизм многоконфессионален. В нем очень много направлений, и это неудивительно, ведь ему уже 2,5 тысячи лет.

Самая распространенная классификация направлений буддизма весьма условна, и она показывает, что существует три крупных ветви буддизма – это тхеравада, махаяна и ваджраяна.

На самом деле направлений в десятки раз больше, просто есть традиция классифицировать буддизм именно по этим трем направлениям.

Более подробная классификация буддийских направлений.
Более подробная классификация буддийских направлений.

Чтобы обезопасить себя от буддийских ревнителей, повторюсь, что это условная классификация. На самом деле в буддизме много чего перемешано, тот же тибетский буддизм, знаменитым представителем которого является Далай-Лама 14, включает в себя традиции махаяны и ваджраяны одновременно.

Важно отметить, что буддизм как религию можно отнести к так называемым атеистическим религиям, или нетеистическим. Эти религии атеистичны в том смысле, что для них идея всемогущего бога-творца не является центральной идеей вероучения. Грубо говоря, буддизму плевать, есть ли Бог-творец, нет ли его, потому что этот бог всё равно не является всемогущим, и тот же Будда в сотню раз покруче будет этого бога.

Смысл буддизма в том, что Будда достиг просветленного состояния, он достиг нирваны. Нирвана – это важнейшая идея в буддизме, она означает состояние небытия, затухания круговорота жизни, когда существо перестает быть существом и выходит вон за рамки колеса сансары. Нирвана – это когда человеческое Я будто исчезает, растворяется, перестает быть собой, это полное прекращение вечного страдания. Поэтому буддистам не нужен бог-творец-спаситель мира, ведь он не способен спасти буддиста от вечного мученического перерождения.

-3

Это надо запомнить. В этом и есть смысл буддизма. Это база. Однако я не просто так упомянул тхераваду, махаяну и ваджраяну как три крупные ветви буддизма. В каждом из этих направлений идея бога имеет особое осмысление. Начнем с тхеравады. Что это такое?

Тхеравада

Монахи тхеравады
Монахи тхеравады

Тхеравада – это одна из самых древних школ буддизма, тхераваду можно считать наиболее ортодоксальным, и как следствие, наиболее атеистическим направлением буддизма. Она доминирует в таких буддийских странах, как Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Лаос и Шри-Ланка.

Для тхеравады основатель буддизма Будда Шакьямуни не является богом. Однако тхеравада признает существование богов. Вообще, в целом буддизм не отрицает богов, боги существуют, но они смертны, даже если им кажется, что они бессмертны, боги, как и люди зависимы от круга перерождения. Даже самые старые и могущественные боги, типа Брахмы, тоже подвержены перерождению.

Отсюда для тхеравады не существует концепции бога-творца. Он просто невозможен, ведь любое явление зависит от предыдущего. Мироздание - это круг, бесконечный цикл. И единственный способ спасения – это выход из круга.

Махаяна

Монахи дзен-буддизма (относится к махаяне)
Монахи дзен-буддизма (относится к махаяне)

А как дела обстоят в Махаяне? Махаяна – это самое распространенное направление в буддизме, последователей около 300 миллионов. Махаяна распространена в таких странах как Китай, Япония, Вьетнам, Непал, Монголия, Южная Корея.

Будда Шакьямуни в махаяне имеет божественный статус, но богом-творцом не является. Махаяна полагает, что Будда действительно является могущественным божеством, у которого есть три способа бытия, или три ипостаси: первое – сущностное тело, это абсолютное проявление духовной сущности Будды, Будда в данном случае выступает как подлинная высшая реальность; второе – это Будда как божественное тело, которое дает знания своим последователям посредством опыта медитации; третье – это Будда как физическое лицо, проявленный в нашем мире.

Помимо Будды в махаяне есть огромнейший сонм богов, и многим из них буддисты молятся и поклоняются.

Ваджраяна

Монахи ваджраяны (тибетский буддизм)
Монахи ваджраяны (тибетский буддизм)

В ваджраяне дела обстоят еще сложнее. Ваджраяна – это наиболее эзотерическое направление буддизма, примечательной чертой которого является практика тантры, то есть особой мистической медитации. Ваджраяна распространена в Монголии, Тибете, России, Непале, Японии.

Ваджраяна повторяет махаянскую концепцию природы Будды, но по вопросу существования Бога-творца имеет некоторые особенности.

Дело в том, что в 5 веке н.э. в традиции тантрического буддизма появилась концепция Ади-Будды. Ади-Будда переводится как «Первоначальный Будда». Американский исследователь буддизма Брюс Алан Уоллес полагает, что данный концепт отлично соотносится с идеей о боге-творце, ведь вся вселенная есть проявление Ади-Будды.

Таким образом, главная идея моего выступления заключается в том, что в буддизме есть все: и бог-творец, и отсутствие бога-творца, и Будда как пробужденный человек, и Будда как могущественное божество, также в буддизме есть огромное количество индийских, китайских, тибетских и японских богов. Такое разнообразие обеспечено тем, что буддизм невероятно древняя традиция, в которой накопилось очень много онтологических и космологических идей. Просто все зависит от конкретного буддийского направления.

Отсюда полезный совет: если вы будете вести интеллектуальные беседы о буддизме и вам скажут, что Будда в буддизме – это никакой не бог, и что бога-творца в буддизме нет, то можете смело ответить: буддизм очень разный, и там есть как позитивные примеры обсуждаемого предмета, так и негативные.

Ролик для просмотра:

-7