Найти тему

Почему не стоит ходить на мультимедийные выставки?

Мультимедийные выставки по типу «Ожившие полотна Ван Гога, Сальвадора Дали, Иеронима Босха и др.» всегда пользуются популярностью. На них постоянно много посетителей, которые хотят увидеть запоминающееся зрелище.

Увеличенные во множество раз произведения искусства, двигающиеся под музыку благодаря компьютерной графике, производят на зрителей более сильное впечатление, чем статичные картины в музеях. Но можно ли оценить творчество художника, не видя оригиналов? Несут ли они образовательную функцию? И нужно ли ходить на выставки таких «репродукций»? Об этом мы и поговорим сегодня.

С чего всё началось?

Мультимедийные технологии европейские и американские музеи начали использовать еще в 90-х гг., однако споры вокруг них не утихают до сих пор: может ли мультимедийная выставка передать замысел художника, или же она служит любопытным развлечением, не несущим никакой ценности?

Первой мультимедийной выставкой в России стала экспозиция «Ван Гог. Ожившие полотна», которая открылась в 2014 г. в московском центре дизайна ARTPLAY. Важно отметить, что это не оригинальный проект: российский бизнесмен Олег Маринин купил эту выставку у австралийской компании Grand Exhibition. Однако сам формат был придуман не австралийцами, а во Франции, где с 2012 г. работает проект Carrières de Lumières, где показывают «ожившие полотна». Олег Маринин не был уверен в успехе мероприятия, но решил рискнуть, и результат превзошел все ожидания.

Сразу же после открытия эта выставка стала настоящим хитом и побила все рекорды посещаемости. В Москве ее посетили 200 тыс. человек, а в Санкт-Петербурге – 150 тыс. Конечно, после такого успеха новые проекты были только вопросом времени, и одна за другой стали открываться аналогичные экспозиции. Сальвадор Дали, Иероним Босх, Питер Брейгель и другие известные живописцы были оцифрованы и драматично показаны с многократным увеличением и под музыку в сопровождении закадрового голоса.

Я была на первой выставке в ARTPLAY и помню, что, выйдя с выставки, осталась в недоумении. Безусловно, в такой ситуации есть возможность рассмотреть мельчайшие детали работ (ведь они увеличены более чем в 100 раз) и преодолеть границы рамы, которая обычно отделяет нас от мира, скрытого в полотне. Тем не менее у меня сложилось впечатление, что такие выставки точно не помогут составить мнение о творчестве художника.

Проблема таких выставок

Когда вы приходите на мультимедийные выставки, то получаете совершенно неверное впечатление о произведениях художника. Вам непонятен размер, настоящий цвет и композиция картины. Представление, внутри которого вы оказываетесь, производит большое впечатление из-за яркости красок, музыки и иллюзии погружения, но вряд ли после такой выставки вы направитесь в Эрмитаж или Пушкинский музей, чтобы познакомиться с оригиналами. А даже если направитесь, то увиденное там вряд ли вас впечатлит. Оригинал будет уже не важен, ведь мультимедиа и современные технологии действуют на зрителя наподобие голливудского блокбастера: вызывают яркие эмоции, захватывают динамикой и зрелищностью.

Техническая воспроизводимость является одним из главных вопросов искусства ХХ века. Еще в 1936 г. Вальтер Беньямин опубликовал знаменитое эссе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости», где обозначил проблему влияния развития технологий на восприятие искусства. В эссе он пишет о своеобразной «ауре» оригинала, которая полностью теряется, если судить о работе по репродукции.

Несмотря на то что репродукции часто превосходят подлинники по зрелищности, вы теряете важные впечатления от картины, не можете оценить размер, цвет, расположение на экспозиции, мазок и пр. Замечали, что выставки классического искусства всегда привлекают намного меньше людей? Дело в том, что мы уже привыкли смотреть на мир через экран смартфона, фотографии и ленту новостей в Instagram, и статичные двухмерные изображения больше не вызывают сильных переживаний.

Реклама и маркетинг

В рамках т.н. «ситуативного маркетинга» в 2016 г. вышла песня «Экспонат» группы «Ленинград». Помните строчки, которые все напевали? «Водил меня Серёга на выставку Ван Гога, на выставке Ван Гога я главный экспонат». Обратите внимание, что в этой песне речь идёт именно о мультимедийной экспозиции. Других выставок художника в это время в России не было, и сложно представить, что пара из песни ходила смотреть оригиналы в Пушкинский музей или Главный Штаб (где их не очень-то много). Как только произошла эта «коллаборация», ее сразу стали использовать в рекламных целях. Выставку можно было посетить ночью и насладиться коктейлями, просматривая цифровое представление, которое тут же продлили.

Посещаемость подобных экспозиций до сих пор остаётся на уровне 2014 г. Например, на схожей экспозиции «Босх. Профессор кошмаров», которая проходила в начале 2021 г., также не было отбоя от посетителей. Но в случае с Босхом, который не представлен в российских музеях, это обоснованно, т.к.это фактически единственная возможность рассмотреть полотна живописца, не приезжая в Голландию или Испанию.

Зачем ходить на такие выставки?

При всей привлекательности и яркости «оживших полотен» их недостатки абсолютно очевидны. Не стоит воспринимать мультимедийные выставки как шанс прикоснуться к искусству. Они могут дать вам возможность рассмотреть детали, особенно если к оригиналу обычно выстраивается очередь, но настоящего «контакта с оригиналом» и с творчеством художника здесь не случится.

В отрыве от оригиналов подобные выставки – это только развлечение. Одно в них хорошо: они популяризируют искусство, и кто знает, может, некоторых посетителей это сподвигнет лучше изучить художника и захотеть увидеть оригинал? К тому же они отлично воспринимаются детьми, которые зевают в обычных музеях.

А вы посещаете мультимедийные выставки? Что бы вы выбрали: посмотреть оригиналы или репродукции, которые можно разглядеть во всех подробностях?

Новые технологии в искусстве – довольно привычное явление. Но некоторые художники используют их в качестве художественного приема и добиваются невероятного эффекта. Так, сейчас в Москве проходит выставка классика видеоарта Билла Виолы. Как это все понимать?

Научим на курсе «Современное искусство: от Пикассо до Бэнкси»!