Найти тему
Хакнем Школа

Хотите, чтобы ребёнок вырос вашим единомышленником и другом?

Оглавление

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос вашим единомышленником и другом, разговаривайте с ним с самого рождения, не сюсюкая — серьёзно.

Изображение из открытых источников информации#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков).
Изображение из открытых источников информации#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков).

Какое прелестное это время, когда ребёнок начинает говорить! Мы радостно ловим каждое новое слово. Присутствуя при его рождении, мы всё понимаем, даже если оно исковеркано. Но вот уже изрядно подросший и хорошо говорящий ребёнок спрашивает о каком-то слове, которого вы и не слышали никогда. Как быть?

Мне было года 4, я подошла к бабушке и спросила:

— Бабушка, а что такое т а ф ч и к о с ы ?

Бабушка была женщиной умной, когда-то начальницей и теряться не привыкла. На вопрос должен быть дан ответ. А как тут ответишь на вопрос малышки? А в самом деле, что такое т а ф ч и к о с ы ?

— А ты знаешь — я впервые слышу такое слово. /Дело было на кухне, она наверняка занималась чем-то, но отвлеклась и стала со мной разбираться, а не сказала, чтобы я шла и не морочила ей голову, как это часто делают взрослые /.

— Повтори ещё раз слово.

Т а ф ч и к о с ы.

— А где ты его слышала?

— Дядя пел.

— Какой дядя ?!

— По радио. Он пел: "Ходит пО полю девчонка, т а ф ч и к о с ы — я влюблён".

Я первый раз тогда услышала бабушкин смех (она к тому времени успела так много всего пережить — 1948 год — что почти не улыбалась.)

— "Ходит пО полю девчонка
Та, в чьи косы я влюблён."

(В конце 40-х годов это была очень популярная песня и часто звучала по радио). Влюблён. Понятно? Значит, всё ему в ней нравится и косы тоже. У тебя вот маленькие косички, а у неё длинные и красивые.

Я просияла, поблагодарила бабушку и счастливая побежала по своим делам. Как порой немного надо ребёнку, чтобы чувствовать себя счастливым: не отфутболили, не отмахнулись, а объяснили.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Чем больше удобств в нашем быту, тем мы ленивее, тем меньше нам хочется "заморачиваться". К сожалению, это распространяется и на детей: мы устали или расстроены, у нас проблемы на работе, а тут ребёнок "пристаёт" с какими-то вопросами.

— Господи! Да открой Интернет и посмотри — трудно что ли?

А ему нужно не просто знание как таковое, а ваше общество — поговорить, посидеть рядом, может быть прижаться к вам и почувствовать тепло и защиту, которые должны исходить от родных, от близких. Вот так рвётся душевный контакт, вот так ребёнок отдаляется, вот так

вы т е р я е т е с о б е с е д н и к а .

Потом сунетесь к нему с разговорами, а говорить не о чем. Когда-то мне мой давний ученик, умный и хороший малый, сказал, что они с мамой почти чужие люди и почти ни о чём не говорят.

— Почему?

— А о чём говорить-то? Уже лет с 3-х не о чём. Всё, что я от неё слышу, это: "Надень шапку, закрой форточку; сними ботинки, помой руки". Я давно всё это делаю "на автомате" без её указаний — мне сорок лет.

С детьми надо говорить о том, что они уже могут обсуждать, но не переходя на "птичий" язык и с уважением к ним — тогда вы вырастите себе собеседника, с которым будете не только кровными, но и духовными родственниками.

Я когда-то рассказывала об удивительном мальчике, сыне моей давней ученицы, которого она попросила ввести в мир Художественной культуры. Первые два года он был только слушателем, если отвечал, то односложно (да и то сказать — в искусстве часто вроде бы и понимаешь, а как сказать, не знаешь.) А вот с середины третьего года он стал говорить, и занятия стали больше походить на беседу, а не на лекцию.

Какое же это удовольствие — наблюдать, как развивается ум, как язык усложняется, когда ребёнок пытается объяснить, сформулировать то, что он думает или чувствует. С 14-летним мальчиком мы говорили о вещах довольно сложных, и он, не имея достаточного житейского опыта, старался "дотянуться".

Однажды я спросила, как он понимает тезис И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением..... — ЭТО ЗВЁЗДНОЕ НЕБО НАДО МНОЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ВО МНЕ " ?

— Звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне ?... Ну ... звёздное небо — это Вселенная, это неведомые миры, это что-то неизведанное, что мы хотим изучить и понять. Это что-то таинственное и манящее... (Я, затаив дыхание, слушала, как разговорился мой 14-летний собеседник). А вот нравственный закон во мне... — я вроде бы и понимаю, но не знаю, как сказать... Мы ведь почти всегда знаем, что хорошо, а что гадко, чувствуем это. А почему? Может быть это с о в е с т ь ? или Б о г ? /он задумался/.

Я, чтобы немного упростить, рассказала, как один талантливый артист старой выучки, из тех, которые много читали и думали, как-то сказал: "Почему-то откусить яблоко или вдохнуть аромат розы приятно, а раздавить муху — противно. Вот почему? Может быть это и есть проявление этого закона?" Мальчишка воскликнул: "Ой, как просто!"

Дети и в 14-15 лет способны понять и обсуждать многое, надо только с ними говорить, а не ограничиваться репликами:

— Закрой форточку, мой руки...!

Тогда с вами будет интереснее, чем с компьютером. / Конечно, если вы и сами будете развиваться./

Автор: Олимпия Засухина, 76 лет.

Читайте наш канал в телеграм - по этой ссылке

Другие статьи автора:

-3

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com