В Орловском объединенном государственном литературном музее открылась выставка гобеленов французской мануфактуры Jules Pansu (Жюль Пансю).
Экспозиция, посвященная 200-летию со дня рождения друга Тургенева – Гюстава Флобера, продолжает многолетнюю традицию сотрудничества Орловского музея с учреждениями культуры Франции.
Известны интерес и внимание, с которыми и Тургенев, и Флобер относились к истории Франции и других стран Европы, что нашло отражение в таких произведениях, как «Человек в серых очках», «Наши послали!», «Казнь Тропмана», «Песнь торжествующей любви» Тургенева, «Сентиментальное воспитание», «Легенда о св. Юлиане» Флобера (последняя блестяще переведена Тургеневым на русский язык) и других.
Будучи знатоком художественных музеев Франции и коллекционером живописи и предметов искусства, Тургенев был знаком с образцами старинных французских гобеленов, в том числе, он, без сомнения, знал историю знаменитого гобелена «Дама с единорогом», скорее всего, из уст его друга – французской писательницы Жорж Санд, обратившей внимание читателей на этот шедевр в романе «Жанна». Вполне вероятно, русский писатель был осведомлен о хлопотах близкого ему писателя Проспера Мериме, проделавшего огромную работу по спасению этих уникальных шпалер и приобретению их в собственность государства.
Ныне серия «Дама с единорогом» (1480-1490) является жемчужиной коллекции музея Клюни в Париже.
С 1878 года французская мануфактура Жюль Пансю, развивая и модернизируя своё производство, воссоздает лучшие образцы классического ткацкого искусства.
В 2012 году мануфактура, имеющая международные творческие и торговые связи, плодотворно сотрудничающая с Фондами наследия таких художников, как Пикассо, Миро, и имеющая мировой эксклюзив на произведения данных художников, стала обладателем почетного знака «Живое наследие». Мануфактура участвует во многих международных выставках, в том числе и в России. Собственное производство и высокое мастерство дают возможность реализовать самые смелые проекты.
На выставке в Орловском литературном музее представлены гобелены, на которых, помимо серии вышеупомянутой «Дамы с единорогом», воплотились излюбленные сюжеты века барокко, своеобразно преломившиеся в русском искусстве, о чем напоминают ностальгические страницы в творчестве Тургенева, навсегда «плененного полотнами Левицкого и Фрагонара». На гобелене явлены черты трагически погибшей королевы Марии Антуанетты – знаковой фигуры XVIII века.
Пасторальные сцены, воспевающие гармонию человека и природы, галантные сюжеты, созданные трудами французских мастеров, найдут воплощение на страницах повестей Тургенева «Фауст», «Бригадир», «Старые портреты», в романе «Новь» и проч., отобразивших вкусы «столетия безумна и мудра», постоянно привлекавшего писателя. Недаром его особенно интересовали работы братьев Ж. и Э. де Гонкур – знатоков в области истории французского искусства XVIII века.
Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле
удачно дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов Литературного музея Тургенева. Среди прочих, исследование Луи Виардо «Музеи Европы», подаренное Ивану Сергеевичу самим автором.
Выставка пробудет в Лектории музея И. С. Тургенева в Орле по 19 мая.