Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: советский подводный флот. Средние подлодки

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

К средним подводным лодкам в ВМФ СССР в довоенный и военный периоды относили подлодки водоизмещением от 500 до 850 т. Средние лодки предназначались для действий в морях на удалении от своих баз, для охоты за судами противника на его коммуникациях.

Тип «Щ» (III серия)

-2

Начальная серия «Щук» насчитывала всего 4 лодки, хотя планировалась как массовая. Серия относилась к типу позиционных лодок и предназначалась для действий в мелководном и тесном Финском заливе. Лодки строились спешно по чертежам, доводившимся в процессе строительства, что определило многочисленные недостатки кораблей. Конструкция лодок была максимально упрощенной; корабли были полуторакорпусными с булями для цистерн главного балласта. Первые «Щуки» отличались плохой обитаемостью и большой шумностью механизмов, тихоходностью (скорость на 2,2 узла ниже расчетной) и неудачной конструкцией торпедопогрузочного устройства (5 часов на подготовку к погрузке + 4-5 часов на погрузку каждой торпеды; на заряжание торпедного аппарата – еще 2 часа). К тому же при аварийном всплытии для «Щук» был характерен опасный крен, угрожавший кораблю переворачиванием.

Все «Щуки» III серии служили на Балтике и участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. В Великой Отечественной войне ранние «Щуки» участвовали недолго: Щ-301 подорвалась на мине в августе 1941, а Щ-302 и Щ-304 погибли в октябре 1942 года, совершив всего по одному боевому походу. Более счастливой оказалась Щ-303, дожившая до конца войны и заработавшая гвардейское звание (5 боевых походов, 9 торпедных атак).

Тип «Щ» (V серия)

-3

V серия (12 лодок) предназначалась для Тихоокеанского флота. Корабли тоже строились спешно, да еще и в очень ограниченные сроки, фактически параллельно со строительством III серии, из-за чего невозможно было учесть недостатки предыдущего проекта. В результате для лодок V серии характерны фактически все недостатки серии III.

Все 12 лодок V серии (Щ-101 -112) были доставлены по железной дороге на Тихий океан в 1932 году. В 1935 году флот потерял Щ-103: штормом ее выбросило на камни, из-за повреждений корабль разобрали на металл. Остальные 11 «Щук» V серии всю войну находились на Дальнем Востоке. Когда СССР в 1945 году вступил в войну с Японией, участие в боевых действиях приняли только 3 лодки этой серии: Щ-102, Щ-104, Щ-105 (заняли позиции, но встреч с противником не имели).

Тип «Щ» (V-бис серия)

-4

(Щ-113 -120, Щ-201 -203, Щ-305, Щ-308)

В серии V-бис предполагалось устранить, наконец-то, недостатки «Щук» IIIсерии, из-за чего эту серию поначалу даже называли серией VII. Однако из-за крайне сжатых сроков постройки и вытекающей отсюда спешки разработки серия стала фактически простым повторением Vсерии: внесенные изменения оказались минимальными и незначительными, существенно не улучшившими боевые качества кораблей.

В серии было построено 13 лодок; 2 из них вошли в состав Балтийского флота (Щ-305, Щ-308), а 3 – Черноморского (Щ-201 -203). Обе балтийские «Щуки» погибли осенью 1942 г (Щ-305 протаранена финской подлодкой, Щ-308 подорвалась на мине). Черноморцы летом 1943 г потеряли Щ-203, торпедированную итальянской сверхмалой подлодкой.

Остальные 8 лодок серии V-бис были отправлены на Тихий океан (Щ-113 -120). Эти лодки в боевых действиях не участвовали, за исключением 3 кораблей. Щ-117 после начала войны с Японией заняла боевую позицию, но встреч с противником не имела. Щ-118 высадила разведгруппу на вражеской территории, а Щ-119 провела две безуспешные атаки на японские корабли.

Тип «Щ» (V-бис-2 серия)

-5

(Щ-121 -125, Щ-204 -207, Щ-306 -307, Щ-309 -311)

Лишь в этой серии удалось реально учесть часть недостатков предыдущих «Щук». После переработки обводов корпуса несколько увеличилась скорость; время погрузки торпед сократили в 2-2,5 раза, значительно снизили шумность хода, сделали более прочными водонепроницаемые переборки. Приспособив балластные цистерны под хранение топлива, заметно увеличили дальность плавания.

В серии было построено 14 лодок. 5 из них служили на Балтике (Щ-306 -307, Щ-309 -311), 4 – на Черном море (Щ-204 -207) и 5 на Тихом океане (Щ-121 -125).В боях на Балтике погибли Щ-306 и Щ-311, а на Черном море - Щ-204 и Щ-206. Из тихоокеанских лодок только Щ-123 имела в 1945 году контакт с противником – подверглась атаке японской подлодки, но успешно уклонилась от торпед.

Тип «Щ» (Х серия)

-6

(Щ-126 -134, Щ-423, Щ-208 -215, Щ-317 -320, Щ-322 -324, Щ-401 -404, Щ-421 -422, Щ-424)

Являясь развитием ранних серий «Щук», Х серия в основном сохранила все существенные качества предыдущих лодок, но на этих кораблях все же провели ряд важных усовершенствований. В частности, на лодках Х серии установили более мощные дизели; скорость аварийного всплытия сократили втрое, при этом наконец-то ликвидировали склонность к опасным кренам при всплытии, характерные для предыдущих «Щук». На части лодок Х серии установили командирские перископы итальянского производства, более качественные, чем советские. Но не обошлось и без неудач. Так, на «десятках» изменили форму рубки, полагая, что обтекаемая рубка «лимузинного» типа позволит увеличить скорость хода под водой. Однако этого не произошло, зато существенно увеличилось заливание мостика в свежую погоду, что осложнило работу вахтенной группы при надводном плавании.

В серии было построено 32 лодки. Из них 7 были переданы Северному флоту (Щ-401 -404, Щ-421 -422, Щ-424), 7 – Балтийскому (Щ-317 -320, Щ-322 -324), 8 – Черноморскому (Щ-208 -215) и 10 – Тихоокеанскому (Щ-126 -134 и Щ-423). Североморская Щ-424 погибла еще до начала боевых действий – в 1939 г она столкнулась с рыболовным траулером. А в годы войны в боевых походах были потеряны почти все «десятки», служившие на воюющих флотах. На Севере утонуло 5 «Щук» серии Х (в строю осталась только Щ-404), на Балтике - 6 (осталась только Щ-318); еще 6 «десяток» погибло на Черном море (остались Щ-209 и Щ-215). Таким образом, без учета Щ-424 и не воевавших лодок ТОФ, из 21 участвовавшей в боях лодки Х серии погибло 17, что составило 81% - самый большой процент потерь среди всех серий советских подводных лодок той войны.

Тип «Щ» (Х-бис серия)

-7

(Щ-135 -138, Щ-216, Щ 405 -408, Щ-411 -412)

Серию Х-бис запустили в производство через 8 лет после постройки первой «Щуки», когда эти и так изначально не самые удачные корабли уже окончательно морально устарели. Однако, несмотря на то, что лодки данного проекта уже исчерпали все модернизационные резервы, строительство «Щук» продолжили. Ведь производство шедших им на смену принципиально новых лодок типа «С» затягивалось, а «Щуки» были отлично освоены промышленностью, в результате чего их себестоимость значительно снизилась. В этой серии уже почти не вносили новшеств, разве что вернулись к традиционной форме ограждения рубки, благодаря чему мостик меньше заливало водой.

Всего было заложено 13 лодок серии Х-бис, однако до начала войны успели построить только две лодки. Еще 7 «бисов» вошли в строй в ходе боевых действий, а 2 – по окончании войны; 2 лодки достраивать не стали. Таким образом, серия ограничилась 11 кораблями, из которых в боевых походах участвовали только 5. Еще 4 тихоокеанские лодки серии Х-бис (Щ-135 -138) в боевых действиях не участвовали, но Щ-138 взорвалась в базе в результате диверсии. Черноморский флот получил только одну лодку этой серии – Щ-216, которая погибла в боевом походе в феврале 1944 года. Из 4 балтийских «бисов» (Щ 405 -408) до конца войны дожила только Щ-407, остальные погибли в боях.

-8

Тип «С» (IX серия)

-9

(С-1 -3)

Средние лодки типа «Сталинец» по сравнению с предыдущими «Щуками» представляли собой качественно новые корабли; в них были учтены передовые достижения европейских флотов (проект создавался немецкими кораблестроителями, имевшими богатейший опыт постройки подлодок). Лодки типа «С» имели полуторакорпусную конструкцию (прочный корпус клепаный, легкий – сварной), которая была очень технологична. Благодаря рациональному расположению механизмов отсеки получились непривычно просторными. Рули имели как ручное, так и электрическое управление; для облегчения работы устройств широко использовались пневматические приводы.

В серии было 3 лодки; все служили на Балтике, но фактически почти не воевали. С-2 погибла еще во время советско-финской войны в декабре 1939, а С-1 и С-3 – в первые три дня Великой Отечественной.

Тип «С» (IX-бис серия)

-10

(С-4 -44, С-51 -56, С-101 -104)

В серии было заложено 50 лодок. 14 из них вошли в строй до войны, а 15 – уже в ходе боевых действий. Еще 9 лодок этой серии флот принял после завершения Великой Отечественной, остальные же достраивать не стали. Таким образом, во время Великой Отечественной войны в строю находились 29 «Сталинцев» этой серии. На Севере воевали 12 из них: с Балтики в Заполярье были переведены С-101 -104; с Каспия - С-14 -16 и С-19; с Тихого океана – С-51, С-54 -56. На Балтике сражались 10 «Сталинцев» (С-4 -13), а на Черном море - 4 (С-31 -34). В Тихоокеанском флоте служили 2 «С» (С-52 -53), а в Каспийской флотилии – С-17. В боях погибли 13 лодок типа «С»: 2 североморских (С-54, С-55), 9 балтийских (С-4 – 12) и 2 черноморских (С-32, С-34).

-11

По книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945».

2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки

2МВ: советский подводный флот. Малые и «иностранные» подлодки

2МВ: советский подводный флот. Подводные минные заградители

2МВ: советский подводный флот. Боевая результативность

2МВ: самые результативные подлодки СССР

2МВ: советский подводный флот. Самые результативные асы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории