Александр Сергеевич Пушкин, несмотря на свой неопровержимый литературный талант, большУю часть своей сознательной жизни провёл в ссылках по стране. Причём нередко решение отправить писателя из столицы принималось с подачи императора. Кто бы мог представить, что спустя время у них появится общий потомок, ещё и не один? Кем же они были? И влияло ли на их жизнь такое интересное родство?
Английская ветвь потомков Александра Пушкина и Натальи Гончаровой пошла от их дочери Натальи, вышедшую замуж за немецкого принца Николая-Вильгельма. Ради него она развелась с мужем Леонтием Дубельтом и переехала в Европу. Принц же отказался от прав на престол, выхлопотал для супруги титул графини Меренберг и поселился с ней в Висбадене.
Их старшая дочь Софья вышла замуж за младшего внука Николая I, великого князя Михаила Михайловича. Этот брак был морганатическим и осуждался по всей Европе. Царствующий император Александр III, разгневанный этим брачным союзом, телеграфировал герцогу Люксембургскому и принцу Нассаускому, что он не будет признавать этот брак действительным. Император Александр III был так возмущён своеволием кузена, что запретил великому князю Михаилу пребывание в России, вычеркнул его из списков семьи, лишил содержания и уволил со службы. Герцог Люксембургский, со своей стороны, присвоил Софье Николаевне титул люксембургской графини Торби.
В России графиня де Торби и её дети так и не побывали. В их доме стали часто бывать представители английской аристократии. Они прожили в Кенвуде до 1917 года.
Брат Софьи Николаевны, Георг-Никола Меренберг, был женат на княжне Ольге Юрьевской — побочной дочери Александра II и имел от неё двух детей — сына Георга и дочь Ольгу.
Жил Георг-Николай в Висбадене и по-русски не говорил. В годы Первой мировой войны ротмистр ландвера Георг-Николай Меренберг воевал в кайзеровской армии в одной из прусских гвардейских кавалерийских частей, но добился разрешения участвовать в боевых действиях на Западном фронте во Франции, чтобы не сражаться против русских.
В начале 1900-х Георг-Николай выступил претендентом на люксембургский трон. После судебного разбирательства Георг-Николай от собственного имени и от имени своих детей отказался от прав на трон за ежегодную ренту в размере 40 000 марок и крупную единовременную выплату.
Младшая дочь Софьи Николаевны и великого князя Михаила, Надежда Михайловна Торби (Нада) вышла замуж за маркиза Милфорда Хэвена, принца Джорджа (Георга) Баттенбергского, родного дядю принца Эдинбургского Филиппа Греческого, в 1947 году женившегося на будущей королеве Британии Елизавете II из Виндзорской династии, взошедшей на престол в 1952 году.
В одной из газет 1913 года сообщалось, что графиня Нада де Торби «высокого роста, брюнетка» и что она отличается «исключительным красноречием и воспитанием». Надежда Михайловна прекрасно говорила и читала по-русски.
Старшая дочь Софии Николаевны и великого князя Михаила – Зия (или Анастасия), вышла замуж за промышленника сэра Хэрольда Вернера и стала одной из самых богатых женщин Англии. Британский монарх Георг V приравнял леди Зию во всех гражданских правах с дочерьми английских пэров.
В годы Второй мировой войны в поместье Лутон-Ху, принадлежавшем её мужу, находился один из штабов действующей английской армии, а сама Зия возглавляла службу «Скорой медицинской помощи воинам».
Анастасия Михайловна и Харолд Уэрнер были большими любителями и знатоками скаковых лошадей. Им принадлежал знаменитый конь Браун Джек, многократно получавший первые призы за мировые рекорды. Супруги поддерживали скачки крупными денежными суммами.
В апреле 1961 года леди Зия Уэрнер приезжала в СССР В Ленинграде она посетила Всесоюзный музей А. С. Пушкина, который размещался тогда в Зимнем дворце, музей-квартиру поэта на Мойке и место дуэли.
Сын Софии Михаил Михайлович де Торби стал художником и коллекционером. Его работы отличались «приятными красками и свободным стилем». Особое пристрастие Михаил Михайлович питал к китайским сюжетам и свои произведения создавал в основном на рисовой бумаге в тонком китайском стиле. Михаил Михайлович был известным в Англии коллекционером китайского фарфора, который часто изображал на своих натюрмортах. Выступал в качестве театрального художника.
Собственной семьи Михаил Михайлович не имел и потомства не оставил. Жил граф де Торби в доме сестры Зии.
За прошедшие годы английское потомство Александра Пушкина и Романовых широко разветвилось. В наше время оно насчитывает более сорока человек. В теперешней Великобритании потомство великого поэта и Романовых занимает особое, привилегированное положение, так как находится в родственной связи едва ли не со всеми дворами Европы, включая и Королевский дом Великобритании.