Найти в Дзене
Ольга Межнякова

Мой папа во время войны был в Бухенвальде.

Мой папа практически всю войну был в Бухенвальде.

В детстве мы об этом узнали не от родителей, а от дальнего родственника. Ведь даже после смерти Сталина в народе еще были сильны мнения сталинского периода: узников концлагерей многие недалёкие люди еще продолжали считать предателями Родины. Папа фактически только раз в жизни заговорил со мной об этом страшном периоде, кратко рассказал.

В момент начала войны мой тогда совсем молодой папа служил в армии в Западной Украине, на границе. Уже за несколько месяцев до начала войны через границу шла световая сигнализация - шпионаж реально был. Служащие постоянно докладывали об этом начальству, но в ответ слышали только казённую фразу: "Не поддаваться на провокации!" Ведь с Германией был подписан Пакт о ненападении.

За неделю до начала войны вся техника и весь командный состав были отправлены в Львов на учения. Мощное нападение немцев встретили молоденькие солдаты без командиров, без техники и практически безоружные. Солдаты послали просьбу прислать срочно оружие. Пришёл вагон, а в нём - вместо оружия были... подковы для лошадей! Вот так - бери подковы да кидай в немцев... Виноваты ли они в том, что не покончили с собой и попали в плен?

Так что уже в первые месяцы войны мой папа попал в Бухенвальд и был там всю войну. Он выжил.

Люди там очень помогали друг другу. Приходили местные, бросали через проволоку чулки с картошкой. Один такой чулок повис на проволоке, молодой парень схватил - и его затрясло. Папа с другом спасли парня.

Папа там заболел ангиной - а это был верный крематорий. Врач голландец, рискуя жизнью, дал ему антибиотики, предназначенные только для немцев, вылечил.

Он сказал мне:" Я не буду рассказывать тебе обо всём том, что я там видел за эти годы . Тебе не надо знать, это слишком страшно."

Он рассказал, как американцы освобождали территорию Бухенвальда. Они сбрасывали бомбы, а вместе с ними сбрасывали с самолётов пустые дырявые бочки. Эти бочки летели и выли. Было крайне жутко и страшно. Немцы загнали всех оставшихся в живых пленных в подземные коммуникационные трубы, сами сели между ними. Вой пустых бочек на часть людей подействовал так, что они сошли с ума в этой трубе.

После Бухенвальда папу отправили... в лагерь на Донбасс - восстанавливать затопленные шахты. Ведь освобожденные пленные считались врагами народа! Он вообще не рассказывал о советском лагере, один раз только сказал, что по сравнению с Донбассом Бухенвальд был еще цветочками... У папы был очень хороший характер, его люди любили. Он построил дом начальнику, тот его и отпустил.

После двух лагерей - немецкого и советского - папе было очень сложно найти работу даже под Мурманском, куда он приехал к моей маме, она там работала по распределению после медицинского института. Там они и поженились, там родился мой брат.

Здоровье было подорвано, но он всю жизнь работал. Мама не позволяла ему перенапрягаться, следила за его здоровьем, старалась каждый год отправлять его в санаторий.

Мой папа в санатории. Из личного архива.
Мой папа в санатории. Из личного архива.

При Брежневе военнопленных реабилитировали. Папе был присвоен статус участника войны. Стали приходить открытки с предложениями подарков или дефицитных товаров к Дню Победы, Папа ни разу ни за одним из них не пошел, говорил, что после всего, что с ним было, он никому не верит, и что его гордость и самолюбие не позволят ему принимать подачки.

Он умер в возрасте 70 лет. На его похороны пришли больше ста человек - люди его очень любили.

Я - папина дочка. У меня был самый лучший папа в мире.