Эпидемий в Великую Отечественную войну не было, ни на фронте, ни в тылу. С чего бы это? Кажется, при нашем разгильдяйстве, да в условиях страшных месяцев начала ВОВ эпидемии должны были косить народ толпами, почище немцев. Ан нет, не было. Причина этого – в советской организация профилактических мер, временами жёсткой, даже жестокой, без либеральничания. Ведь ничего, что у нас сейчас есть, от чего мы нос воротим, не было. В начале войны миллионы гражданских людей эвакуировались на восток и в Среднюю Азию.
Естественно, активизировались острые кишечные инфекции, сыпной тиф, малярия, вирусный гепатит и много других.
Чтобы не допустить распространения инфекций, совместно начали действовать власти, учёные, медики.
Работа власти. Через неделю после начала войны было издано "Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов". А 2 февраля 1942 года принято постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемиологических заболеваний в стране и Красной Армии». Всё было расписано и, главное, выполнялось. Прямо по важным пунктам:
1. При отделах здравоохранения были организованы подвижные противоэпидемиологические отряды.
2. Создан институт общественных санинструкторов для проведения разъяснительно-просветительской работы по санитарной безопасности.
3. Диагностика инфекций, изоляция и госпитализация заболевших работали как часы.
4. Санинспекторы ходили по дворам и квартирам, проверяли температуру у жильцов. В случае признаков инфекционного заболевания человек сразу госпитализировался. И попробовал бы кто пикнуть, дескать, да пошли вы, мне некогда, я здоров и проч.
5. Немедленная дезинфекция очагов.
Учёные. Сначала для нейтрализации вспышек кишечных инфекций применяли противотифозные вакцины с антидизентерийными компонентами. Осенью 1941 года супружеская пара учёных-иммунологов Александрова и Гефен первыми в мире создали универсальную поливакцину против семи инфекций — холеры, брюшного тифа, столбняка, двух видов паратифов* и двух видов дизентерии. *(Паратиф - острое заболевание заболевание, вызываемое бациллами, близкими к возбудителю брюшного тифа). Роль этой вакцины была огромна: она дала возможность провести иммунизацию быстро. Старые методы не годились: они предполагали троекратное введение вакцин с большими перерывами.
Ещё одно великое имя: Зинаида Ермольева, которой Сталин лично поручил возглавить группу учёных и медиков для работы в Сталинграде. Ермольева смогла в осаждённом городе организовать лабораторию по производству противочумной сыворотки! А вокруг её лаборатории снаряды рвались! (документальный факт). Её группа ежедневно вакцинировала до 50000 человек в Сталинграде. (А у нас президент уговаривает сходить привиться). Холера и немцы Сталинграда не взяли.
Фронт. В зоне боёв было организовано банно-прачечное и дезинфекционное обслуживание, которым уделялось повышенное внимание. В штатном расписании каждого округа, части, соединения, появились эпидемиологи.
Для профилактической обработки воды в индивидуальных флягах бойцам выдавали таблетки антисептика пантоцида.
Строгому контролю качества подвергалась пища, которая готовилась в полевых кухнях. Проверялась свежесть продуктов. В обязательном порядке следили за витаминным составом пищи. Там, где витаминов не хватало, личному составу Красной Армии выдавались настои из лекарственных растений или хвои.
Итог. Регистрировались редкие случаи заболеваний. К 1943 году на фронт из тыла было занесено около 3% зарегистрированных инфекционных заболеваний. Количество инфекционных болезней относительно общей заболеваемости за весь период войны составило всего 9 процентов. 48% из них составила дизентерия.